Делюсь цитатами из Пратчетта - на сей раз "Carpe Jugulum"!

"...Самодовольная рожа торжествующей добродетели почти так же ужасна, как лицо разоблаченного порока."

"Допустим, справедливость действительно существует. Для всех и каждого. Для самого презренного нищего. За каждое грубое слово, за каждую невыполненную обязанность… за каждое принятое решение. Да, за каждое решение, в этом то все и дело. Ведь выбирать приходится. Ты можешь ошибиться, можешь поступить правильно, но ты обязана выбирать, хотя сама понимаешь: правильность или неправильность принятого решения не всегда очевидны, порой приходится выбирать между неправильным и неправильным, потому что правильного решения не существует. Но всегда, всегда выбор зависит только от тебя. "

"Наградой за тяжкий труд стал труд куда более тяжкий. Если ты копаешь самые глубокие канавы, тебе дают самую большую лопату."

"Разумеется, Овес продолжил свое обучение и вскоре превратился из слегка преподобного в довольно таки преподобного, однако сомнения никуда не девались. Ему очень хотелось с кем нибудь обсудить свои открытия, однако церковные расколы происходили настолько часто, что ни у кого из вышестоящих отцов так и не нашлось времени его выслушать. Стук молотков духовных лиц, прибивавших свои варианты истины Ома к храмовым воротам, был настолько оглушительным, что периодически у отца Овса тоже возникало искушение купить рулон бумаги, молоток и внести свое имя в длинный список очереди на ворота, но пока он себя пересиливал."

(протестанты оценят - R.R.d.S.)

"Ты похож на священнослужителя. Кто твой бог?
- Э… Ом.
- Это он или она?
- Он. Да. Определенно он. - Как ни странно, по этому поводу церковь еще ни разу не раскалывалась. - Э… и ты не против?
- Против кого? Против твоего бога? А почему я должна быть против?
- Ну… твои коллеги не уставали твердить, мол, омниане сжигали ведьм…
- Никогда такого не случалось, - сказала матушка.
- Боюсь, вынужден признаться, что в летописях…
- Ведьм они никогда не сжигали, - повторила матушка. - Быть может, сжигали каких нибудь старых женщин, которые посмели высказать в открытую свое мнение, а потом не успели убежать. Но не ведьм. Я скорее готова поверить в обратное - что это ведьмы кого то жгли. Не все ведьмы отличаются приятным нравом."

"- Что? Но это невозможно! Согласно мифологии…
- О, мифология, - покачала головой матушка. - Мифология - это всего навсего рассказ победившей стороны, а победила она потому, что мечи у нее были длиннее."

"- А ты уверена, что всегда принимала правильные решения?
- Нет, но я старалась.
- А как насчет надежды на милосердие?
- Милосердие - очень необходимая вещь, но сначала следует сделать выбор. Иначе не поймешь, где следует проявлять милосердие, а где - нет."

"- Не так все просто. Этот вопрос нельзя разложить на черное и белое. В нем много оттенков серого.
- Ерунда.
- Прошу прощения?
- Серый цвет - это тот же белый, только грязный. Ты не знаешь элементарных вещей, я поражена. А грех, молодой человек, - это когда к людям относятся как к вещам. Включая отношение к самому себе.
- Боюсь, все гораздо сложнее…
- А я не боюсь. Потому что не сложнее. Когда люди начинают говорить, что все гораздо сложнее, это значит, они боятся, что правда им может не понравиться. Люди как вещи, с этого все и начинается.
- Но есть ведь куда более серьезные преступления?
- Однако все начинается с того, что о людях начинают думать как о вещах…"

"Мечи сменились проповедями, что привело к значительному сокращению смертности, ну, разве что за исключением тех случаев, когда проповедь слишком уж затягивалась. "

"- О мой бог, госпожа Ветровоск, ты кого хочешь изведешь.
- Это твой бог, господин Овес, как правило, изводит людей. И другие боги тоже. Поэтому я стараюсь не иметь с ними никаких дел. А еще они очень любят устанавливать всякие правила.
- Но правила необходимы, госпожа Ветровоск.
- Ну ка, назови самое первое правило, которое предписывает тебе твой бог.
- Верующие не должны поклоняться никакому другому богу, кроме Ома, - без запинки ответил Овес.
- Да неужели? Что ж, не у одного Ома такое правило. Все боги крайне эгоистичны."

"- Этот Ом… его кто нибудь видел?
- Считается, что три тысячи человек были свидетелями его проявления у Великого Храма, когда он заключил Договор с пророком Брутой и спас последнего от мучительной смерти на железной черепахе…
- Готова поклясться, потом эти три тысячи долго спорили, что же они видели на самом деле. Я права?
- Да, конечно, существует много версий…
- Поняла, поняла. В этом все люди. Вот если бы я увидела его тогда, действительно увидела бы, меня охватил бы всепоглощающий жар. Если бы я узнала, что действительно существует бог, которому не наплевать на людей, который следит за ними, как отец, и заботится о них, как мать… О нет, ты бы не услышал от меня таких слов, как: "У каждой проблемы есть две стороны" или "Мы должны с уважением относиться к убеждениям других людей". Если бы во мне горело пламя, подобное всесокрушающему мечу, ты бы от меня доброты не дождался. Я бы не стала ждать, когда все разрешится само собой. Это если бы пламя действительно горело. Вот ты говоришь, вы больше не приносите людей в жертву, больше не сжигаете их на кострах, но именно в этом заключается истинная вера. Приносить в жертву пламени собственную жизнь каждый божий день, превозносить его истинность, трудиться во имя его, впитывать его… Это и называется религией. А все остальное лишь… доброе отношение. И способ поддерживать хорошие отношения с соседями.
Немного помолчав и успокоившись, матушка добавила тихим голосом:
- Как бы то ни было, если бы я действительно верила, то поступала бы именно так. Я не думаю, что сейчас считается модным так поступать, потому что, мне кажется, увидев зло, ты начнешь заламывать руки и причитать: "Ой ей ей, надо же сначала все обсудить!" Вот мое мнение, господин Овес, хотя, быть может, оно и ломаного гроша не стоит. "

(а потому, увы, мира меж искренне верящими в противоположное не будет - R.R.d.S.)

(Терри Пратчетт, "Carpe Jugulum. Хватай за горло! ")


Кстати, там не только о богах и ведьмах, но и ....