"Another belief, held strongly in practically every part of Africa, is that witches hold their revels at the graves of those recently dead, digging up and reanimating the corpse, and then killing it again, eating the flesh, and taking some of the parts as ingredients of the most powerful charms. But this is not their only reason for resuscitating corpses. There is a strange and horrible superstition, widely distributed, with considerable local variations, to the effect that it is done in order to obtain a familiar, who can be sent about on the warlock's evil errands.
The Zulus call such a creature
umkovu; it is supposed to be like a child in stature and to be unable to speak except in an "inarticulate, confused" sort of way, expressed by the word
ukutshwatshwaza. This is because the owner has cut off the tip of its tongue, to prevent its betraying his secrets; he also, for what purpose is not stated, runs a red-hot needle up the forehead. It is employed, among other things, to place poison, or what is believed to have the same effect, in the kraals, and also acts the part of the Irish banshee, as a death is believed to occur when it has been seen in a kraal, and should anyone happen to be ill at the time the relatives would give up all hope of his recovery.[Bryant, Zulu-English Dictionary, p. 322. See also Colenso, Zulu-English Dictionary, p. 282.] Another account says that they can make the grass trip up a belated traveller by twining round his legs, and (a touch recalling the wanga I was warned against at Jomvu) if anyone is foolish enough to answer when they call his name they cut his throat and, in some way, force him to become one of them."
"Myths and legends of the Bantu", Alice Werner, (1933). Chapter XVI, "Doctors, Prophets and Witches" "Практически во всех районах Африки существует поверье, что колдуны проводят свои кутежи у могил недавно умерших, выкапывая и оживляя их, а затем убивая их вновь, поедая их плоть и забирая некоторые части трупов в качестве ингредиентов для особо сильных заклинаний.
Но это не единственный мотив колдунов для ревитализации трупов. Согласно странному и пугающему суеверию, распространенному повсеместно – с незначительными вариациями –, это действие совершается ими для обретения прислужника, способного выполнять зловещие поручения колдуна.
Зулусы называют таких созданий
умкову. Считается, что они ростом с ребенка и не способны разговаривать, иначе как «нечленораздельно, невнятно» (зулусы такую речь называют
ukutshwatshwaza), потому что хозяин отсекает ему кончик языка, чтобы умкову не выдал его тайны. Не установлено, с какой целью, но также в лобную кость умкову вводят раскаленную докрасна иглу.
Помимо прочего, умкову поручают подбрасывать в краали яд, или то, что считают ядовитым. Как и в случае с ирландским баньши, считается, что появление умкову в краале предвещает чью-то смерть, и если в это время кто-то заболеет, его родственники теряют всякую надежду на его исцеление.
Другие поверья утверждают, что умкову могут заставить траву спутать ноги припозднившегося путника (рассказывая о ванга, меня предупреждали о таком в Jomvu), и если тот будет настолько глуп, что ответит умкову, окликнувшему путника по имени, мертвец разорвет ему горло, а возможно, и обратит жертву в себе подобного."
"Мифы и легенды банту", Элис Вернер, (1933). Глава 16, "Знахари, пророки и колдуны" Примечания:. . .
Я оставила в переводе слово «колдун», следуя замыслу автора цитаты - как многие и после нее, говоря о африканских мистиках («mchawi, or mfiti, or umtagati»), она использует термин witch; та же традиция сохранилась и в русскоязычной литературе. Но это не совсем верно: учитывая, что магия «колдунов» Черного континента является естественным результатом развития анимизма, то их правильнее называть шаманами.
Kraal (также пишут craal или kraul) - слово из африкаанс и голландского (также используется в южноафриканском диалекте английского), голл. kraal (от португ. curral - загон), Тип поселения у скотоводческих народов Южной и Восточной Африки - кольцевой планировки, обычно укреплённое изгородью. В центре поселения расположен загон для скота. (Этнографический словарь)
wanga – по Э.Вернер, одно из названий для колдунов на побережье Кении.
I have been assured, quite seriously, by more than one person in the coastal region of Kenya Colony, that certain sorcerers, whom they called wanga, were in the habit of coming to your door in the night and calling the occupant of the house. If you came out and followed them into the forest it was implied, rather than stated, that it was all up with you. <...> W.E. Taylor derived the former word from anga, 'to float in the air,' and seems to have believed seriously that these persons have the power of 'levitation.' But probably the word comes from the same root as mganga and (Lamba) ubw-anga, 'charm.'
(Многие на побережье Кении меня вполне серьезно заверяли, что некоторые колдуны, которых называют wanga, могут придти ночью к вашему дому, окликая живущих в нем. Если вы выйдете наружу и пойдете за колдуном в лес, подразумевается, что с вами будет покончено. <…> W.E. Taylor считал, что слово wanga происходит от anga («парить в воздухе») и, по-видимому верил, что эти люди обладают способностью к левитации. Но возможно, слово wanga того же корня, что и mganga и ubw-anga (язык ламба, «чары»))
В англоязычной википедии wanga («иногда oanga или wanger») называется группа чар из магических практик Гаити и Западной Африки.
Но, полагаю, Элис лучше знала. Причем из первых рук.
Jomvu – поселение в Прибрежной провинции (Кения)
Зулусы (самоназвание amaZulu) — африканский народ, в основном проживающий в провинции Квазулу-Натал в ЮАР, а также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. (Подробнее)
Ламба – африканский народ, приживающий в северном Того и некоторых департаментах Бенина. (Подробнее)
Банту - совокупность народностей, проживающих по всей территории Африки южнее Сахары, которые объединены общими традициями и языком. К наиболее многочисленным относятся: шона, руанда, зулусы, конго, макуа, коса, рунди, чокве. (Подробнее)