На правах эпиграфа:
"- Золотая рыбка, хочу жить по заветам предков!
- Хорошо! - сказала рыбка и махнула хвостиком.
И всю оставшуюся жизнь он прожил на дне океана в виде прокариота..."
(отсюда) Все из нас, вероятно, способны вспомнить свое самое первое сильное разочарование. Кому-то сказали - не к месту, и не ко времени - что Деда-Мороза не существует; кто-то понял, что родители его не любят, и завели его лишь в силу обстоятельств и до сих пор о том сожалеют. У всех по-разному.
Мое самое первое и сильное разочарование случилось когда мне было лет двенадцать. Или тринадцать – сейчас сложно сказать. И было оно... Нет, вы не поверите, но даже не о том, что не все люди любят читать (это случилось куда раньше, но вызвало лишь отстраненное удивление вместе с убежденностью, что я просто попала в неправильный двор, школу и так далее). Мое разочарование было связано с тем, что можно было бы назвать детским патриотизмом: в те годы я поняла, что страна, в которой я живу, своей историей ничем не отлична от прочих.
Да, заморских колоний с рабами не было - но было вовсе не мирное покорение Сибири, куда русских, скажем честно, все-таки, не звали.
Да, Грузия, или та же Украина, вошли в состав России добровольно. Но отнюдь не все будущие республики.
Да, в основном войны Россия вела оборонительные - но были и Хивинский поход, и завоевание Кавказа.
Все, что и у других. У всех - кто был достаточно силен в тот или иной момент истории.
Традиционная мышиная элоквенция...Тут нужно пояснить. В отличии от подавляющего большинства своих одноклассников, получивших в основном первые сведения о истории своей страны на должных уроках в соответствующих классах (мультики и утренники не в счет), мышь еще с дошкольного детства зачитывалась Детской Энциклопедией 50-60-х годов (слава двоюродной бабушке, собравшей основу нашей семейной библиотеки еще до моего рождения). Том "Из истории человеческого общества" (мировая история там была вместе с историей СССР) был мышью почитаем (и прочитаем!) не менее, чем "Литература и искусство", "Мир небесных тел" и "Зарубежные страны". Том "Техника" удостоился внимание классу к первому ("Без ракеты в космос не попасть!"), а "Числа и фигуры. Вещество и энергия" еще попозже, когда пришло осознание, что без физики-математики ракету не доверят... Вот вы смеетесь, а я очень благодарна матушке, что она не стала мне разъяснять, что "девочек в космос брали только при СССР" (да и то - пару раз, скорее для политики). Впрочем, случись такое, этот пост был бы о совсем ином разочаровании.
Но вернемся к сути. Те, кто мало читал научно-популярные и познавательные книги именно тех времен, поверьте - советская пропаганда совершенно не всегда искажала неудобные факты. Зачем, когда можно неудобные факты пропустить? Умолчать - по-минбарски. Особенно, если речь идет не о научном источнике, а книге популярной, к тому же - детской. И росла мышь понемногу, искренне веря, что живет она - пусть и не в самое удачное время, все-таки, девяностые - но в замечательной стране, в которой всякое случалось, но никогда не было инквизиций, колониализма (да, "тюрьма народов" была, но в нее все эти народы "сперва сами попросились"), геноцида и даже царская России вела исключительно оборонительные войны (была, конечно, парочка войн освободительных, но ведь это чтобы "спасти хороших от плохих"). Ну что поделать, не было у нас принято читать советских российских газет. Да и хотели бы - не получилось: в то время у нас даже на книжки не всегда деньги были...
А тут еще и литература художественная историческая. Читаешь, к примеру, на переменке "Переяславскую Раду", так понятно - сами украинцы к нам просились. Перелистнула последнюю страницу "Кольца великого магистра" - ну ясно же, к кому как ни к нам несчастным жителям Литвы спустя столетия податься - не к немцам-фашистам же? Правда, Пикуль со своим "Фаворитом" немного картинку детства портил - что-то уж совсем нехорошее с Польшей сотворили, ну да Пшимановский (Шариком и танкистами) отчасти успокоил.
Отчасти, ибо неприятное ощущение осталось.
Возможно, мышь разочаровалась бы гораздо раньше, люби она не "городские" сказки (От Андерсена до века XX-го), а сказки народные, исконные и традиционные. И слова из русских былин, навроде - "А прибил он всех поганых татаровей, Не оставил поганых на семена..."*, "И начали силу рубить со краю на край, Не оставляли они ни старого, ни малого, И рубили они силу сутки пятеро, И не оставили они ни единого на семена"**, "Рубите старого, малого, не оставьте в царстве на семена"*** - заставили бы задуматься если не в дошкольном детстве, то хотя бы в младших классах. (Воистину, правы нынешние "пааатриоты" - детям обязательно стоит читать о деяниях их предков.)
Кто-то из вас может спросить - ну отчего же твоя матушка-то все не разъяснила, глаз тебе не открыла, покровы не сорвала? Раз уж ты, Рамина, еще в дошкольном детстве... Да вот же, не торопилась она. Только когда я расспрашивала про непонятное... Нет, что есть такие занятные штуки как словари толковые и энциклопедические, мышь знала, но достать саморучно с полки нужную "инкунабулу" (мышь тогда очень гордилась свежеузнанными словами!), едва ли не крупней себя, тогда не могла, а догадаться заранее, которая книжка в матушкино отсутствие занадобится, было, поверьте ой как непросто!
Так вот, отвечая на расспросы, матушка аккуратно замечала, что книгам - несомненно! - нужно верить, но в книгах порой рассказывают не всё. Особенно, если речь идет об истории - какой бы ни было страны. И чтобы узнать всю правду, нужно самой прочитать очень разные книги. И сравнить их меж собой. Да, завидуйте: уроки источниковедения мышь получала еще до школы - вот прямо на дому.
Тогда я просто ей поверила, а теперь еще и сама понимаю: она правильно поступала. Не смогла бы я в шесть-восемь-десять лет понять, то, что сама же поняла позже. Не сможет ребенок принять, что в истории и в политике нет черного и белого, не превратившись в циника. Сперва мелкого, потом покрупнее.
Теперь-то мышь понимает - "Все леди страны делали это". В конце концов, верить, что некая страна, "дожившая" хотя бы до века двадцатого; страна, сохранившая большую часть своих земель, не завоеванная полностью ни разу; что эта страна (ну или ее правители) НИКОГДА не поступала неэтично, отвратительно, жестоко, все равно, что сказать - "...жил-был после глобальной катастрофы-войны человек святых достоинств: не убивал, не грабил, не воровал, оружие вообще не носил и везде проповедовал добро и смирение. И дожил он в мире и чести до лет преклонных и умер своей смертью." Мда, и что здесь не так?
Осуждать конкретную страну или народ за то, что ими было совершено столетия назад не просто глупо - нелогично. Народы в частности и человечество в целом, хоть как-то, но растет. Меняется. Ставить в вину жестокости и грабежи викингам, или раздел Польши - Трем Державам, все равно, что счесть годовалого ребенка за желание оборвать крылышки у бабочки вполне законченным садистом.
Ребенка - учат и воспитывают. Человечество - как совокупность, так и отдельные страны – «растет» и осознает неприглядность тех или иных поступков самостоятельно. А потому процесс непрост, тяжел и затянут. Но он идет.
Иное дело, что некоторые "дети" явно застряли в своем "младенчестве". И расти – вот же несносные! - не хотят.
Ну, будем надеяться, и они подтянутся.Вы таки спросите, как же Рамина со всем этим справилась и какие выводы сделала? Ну, скажем честно, справилась не сразу. Год, или около того, но потребовался. А выводы – помимо приведенных выше – чрезвычайно просты.
Что там сотворили люди и народы, жившие до Рамины там, где она родилась, Рамину не касается. Это Рамине, конечно, интересно, но, скажем так –
академически. Мировая история – это очень и занятно, и поучительно. Но за чужие поступки, тем более за поступки совершенные людьми, умершими задолго до ее рождения, Рамина не отвечает и каяться за них не намерена. Рамина отвечает исключительно за свои поступки здесь и сейчас. И задача Рамины, в свете истории - как мировой, так и непосредственно страны рождения и проживания - еще проще. В тех редких случаях, когда от нее хоть что-либо зависит - не совершать поступков, не придерживаться взглядов, и не одобрять таковые, если они, по ее мнению, достойны не века нынешнего и просвещенного - двадцать первого, а времен дремучих, варварских, каменноугольных.
Но пока что от Рамины зависит очень мало. До печального мало. И посему, прошу своих Постоянных читателей и Просто Мимопробегающих не спрашивать с меня за исторические события нашего времени слишком уж строго. Ну, например,
*тщательно подбирает пример понейтральнее*, за геноцид в Руанде народа тутси.
На всякий случай...На всякий случай:
*"Илья Муромец и Поганое Идолище"
**"Былины", Ленинград, 1984
***"Былины", Москва., 1984