"Семьдесят лет кряду Генри Уильям Филд писал рассказы, которые никто никогда не печатал, и вот однажды в половине двенадцатого ночи он поднялся и сжег десять миллионов слов. Отнес все рукописи в подвал своего мрачного старого особняка, в котельную, и швырнул в печь.
— Вот и все, — сказал он и, раздумывая о своих напрасных трудах и загубленной жизни, вернулся в спальню, полную всяческих антикварных диковинок, и лег в постель. — Зря я пытался изобразить наш безумный мир, это была ошибка. Год 2257-й, ракеты, атомные чудеса, странствия к чужим планетам и двойным солнцам. Кому же это под силу! Пробовали-то все. И ни у одного современного автора ничего не вышло."
(Р.Брэдбери, "О скитаниях вечных и о Земле")



А вот занятно. Если внимательно смотреть Стар Трек, то заметно, что с литературой у них очень плохо (речь, конечно, не о изначально-кирковском сериале; там есть корабельная часовня, но книги не упоминаются вовсе). То есть, да - Пикар постоянно читает, но Шекспира или иного древнего автора. Джейнвей приключается в голоромане - но созданном по англоязычной классике. И вроде бы есть, да, упоминаются - очень иногда - новые авторы, но кто их видел и читал? Да и каковы они - если на довольно примитивный (как сюжетно, так и, скажем, литературно) голороман Доктора издатель набросился как умирающий от жажды Свободный-фримен на пакетик с водой? Я ОЧЕНЬ люблю Доктора, как и всех роботов/"фотонных", но истина/литература - дороже. Тут Доктор до неприятности становится очень похожим на одного очень известного в этой стране как бы диссидента, чей стиль ужасен, мастерство сомнительно, новояз неудобоварим, но каковой автор - успев одним из первых приобщиться к острой социально-политической тематике - до сих пор считается талантливым. В Deep Space Nine нам в одной из временных линий будущего Джейк подается как если не великий, то очень известный писатель, но.. Как же так - один на несколько столетий? Поневоле посочувствуешь ланнан-ши, бедной нелюди, в серия "Muse" четвертого сезона питающейся вдохновением гениев - все в ее речах, с отсылками на былые знакомства (многочисленные, но исключительно в прошлом!), говорит: она и такого как Джейк ("звезду пока еще только из лести") отыскать не чаяла. Да еще и учить его пришлось, наставлять. Артефактом снабдить...

И что особо обидно - то же самое мы видим, читая о Мире Полудня. Персонажи - даже "физики" - начитаны, цитируют классиков мировой литературы в оригинале, просто идеал шестидесятых прошлого века, но... Что-то не заметно среди почитаемых мастеров хоть кого-то из их времени.

Не уверена, что Родденберри и наследники его дела все же читали Стругацких. И, конечно, всегда можно все бескнижье у него просто списать на то, что сам режиссер, мягко говоря, не читатель; и о литературном досуге героев вспоминал лишь время от времени, искренне полагая, что Шекспира и обожаемого (вероятно, всеми создателями американской теле- и кинофантастики) Тениссона будет вполне достаточно. Когда кто-то из них вспомнит о Сэлинджере, я решу что конец света уже за дверью.. Но даже если так - подобная вполне независимая (допустим) конвергенция видения будущего, в общем-то счастливого и обеспеченного (несмотря на вторжения боргов и катастрофы на Радуге) , наводит на грустные мысли. Неужели и правда развитие литературы и прочих искусств настолько завязано, скажем так, на обязательное экстремальное существование человечества?

А вы как думаете? Для ленивых скромных - ниже опрос