Рамина, Королева Полевых Мышей
Часто в наши дни мы слышим "о современной культуре". Ревнители современного, "живого", презирающие "замшелую и мертвую" классику, не устают напоминать нам, что в новом времени и культура должна быть, обязана и является новой. И причисляют к культуре порой ... странное.
Недавно мне довелось узнать, что отечественные молодежные сериалы, ток-шоу и прочие "радости" телевидения есть "современная культура". А точнее - "ее стеб". Были упомянуты, не поленюсь перечислить, "Камеди клаб", "Смех без правил", "Убойная лига","Универ", "Интерны", "Счастливы вместе" и нечто с фамилией; видимо, ведущего. Кто-то из вас, быть может, что-то из этого даже смотрел; я же рискнула довериться информации из Википедии (все-таки, современная "культура", где еще справляться, как не там?).
Те, кто еще помнит, какая она - "мертвая и замшелая" - в особенности, старшие товарищи, которым посчастливилось родиться и хоть часть жизни прожить без современного телевидения, справедливо скорбят об упадке культуры, чтобы не сказать - о ее гибели. Очень хочется с ними согласиться, но... задумаемся - действительно ли ново это явление? И в самом деле, примета ли это современности?
Многие из нас (я тоже одно время пребывала в подобном заблуждении), получая представление о мире средневековья из многочисленных ныне книг жанра фэнтези (увы, сменившей качество на количество), искренне полагают, что культуру в те времена несли лишь изящные трубадуры и менестрели. Все как один благородного если и не происхождения, то уж воспитания - обязательно. Каковые якобы пели исключительно альбы и серенады о любви, а для разнообразия и придания своей жизни, как сейчас принято говорить, экстремальности - дразнили власть имущих и духовенство жгучими сирвентами и едкими тенсонами. Ну, возможно, немного неясности добавил Лютик (у Сапковского), коему народная молва (по Сапковскому) приписывала в том числе фривольные стишки, от авторства которых он яростно (при Геральте) отрекался.
Я вас огорчу. Были и такие, да вот не все. Ибо для разной аудитории и пища, хоть и духовная, да разная. И, мне, хоть и искренне верящей в "Мир Полудня" как в образец идеального общества, начинает казаться, что так будет всегда...
Вот что писал провансальский трубадур XIII века Гираут де Рикье в послании к королю Арагону Кастильскому:
"Кто выполняет низшее и дурное искусство, то есть показывает обезьян, собак и коз, подражает пению птиц и играет на инструментах для развлечения толпы, а также тот, кто не обладая мастерством, появляется при дворе феодала, должен именоваться буффоном, согласно обычаю, принятому в Ломбардии. Но кто умеет нравиться знатным, играя на инструментах, рассказывая повести, распевая стихи и канцоны поэтов или же проявляя иные способности, тот имеет право называться жонглером. А кто обладает даром сочинять стихи и мелодии, писать танцевальные песни, строфы, баллады, альбы и сирвенты, тот может претендовать на звание трубадура"
Первых, несомненно, было гораздо больше - как в силу того, что талант встречается нечасто, так и потому, что крестьян, да и горожан все-таки было много больше, чем рыцарей, владельцев замков. Они не пели по деревням и площадям chansons de geste - согласитесь, простолюдины,из книг знающие лишь библию (да и то видевшие ее лишь в руках священников), вряд ли жаждали за свои "кровные и медные" услышать le cycle d’Artures или le cycle carlovingien. Они ждали от упомянутых выше буффонов понятного им, простого и незатейливого "народного юмора", не выходящего за рамки их личного опыта и человеческой физиологии в несложных ее проявлениях. Ну, быть может, что-нибудь антиклерикальное на десерт - неспроста же блаженный Августин писал, что за приглашенным в дом histrion'ом (бродячим актером) следует "великое множество демонов"
) Для горожан же - злободневное, "политическое"; высмеивающее знатных и нелюбимых горожан, купцов - но оттого более мимолетное, забывающееся, едва "герои дня" сменятся (Ничего не напоминает?
А вы представьте. что это все не на рыночной площади, а в телевизоре... на НТВ, например)
Их было больше, но история не сохранила их имен, как и не найти сборника их, как бы это помягче, репертуара. Чего не сказать о трубадурах, зачинателях светской прозы и лирики : сотни имен, несколько тысяч стихов, песен и баллад - немалое наследие этого "отблеска древнего эллинства", дошедшее до нас через века.
Вы напомните мне о вагантах - бродячих озорных студентах, беглых клириках, обедневших дворянах? Да, их стихи были зачастую дерзки, фривольны; но вдохновляли их не только служение Бахусу, не только подвиги во имя Венеры, но и великие поэты античности. Воспевая вольность и свободу, высмеивая скупость, ложь и ханжество, как-то не догадались ваганты объявить все то, что написано было до них великими писателями и поэтами "мертвым и ненужным". Их песни, воспевающие любовь, и даже любовь физическую, полны намеков и игривых иносказаний - что сказали бы они о "современной культуре", где разница между "описанием любви" и атласом анатомии все более незаметна? О нынешних "авторах", свято верящих, что писателем можно стать, не читая книг вовсе? Не "для феодала" сочиняли они и пели, но и их творения читают и помнят до сих пор, ценя красоту строк, восхищаясь их мечтой о свободе и человеческой доброте.
Вот и получается, что в любое время, с момента изобретения письменности, есть культура, а есть... ну, скажем, пена. И сколько бы ее ни было, той пены, как и кем она ни была бы востребована - в свое время и на свой срок - к культуре причисленным ей не быть. Не доживет. А если и доживет, то будет занимать умы лишь узких специалистов и историков - не как культура своего времени, а как социальное явление.
P.S. (Для твердых оптимистов)
«…Сеньор, светлый рыцарь, песня окончена! Да спасется всякий, кто услышал ее и да будет благословен тот кто спел ее!..»
(традиционное завершение выступления провансальского менестреля)
Цитаты и факты, использованные здесь, были взяты из книг:
Иванов К.А. "Жонглеры, трубадуры, труверы", 1915
"Поэзия Трубадуров. Поэзия Миннезингеров. Поэзия вагантов", Библиотека всемирной литературы, 1974
"История западноевропейского театра", том 1, 1956
Жан де Нострадам, "Жизнеописания трубадуров", Литературные памятники, 1993
...Я честно старалась не перегружать именами, датами, цитатами.
Недавно мне довелось узнать, что отечественные молодежные сериалы, ток-шоу и прочие "радости" телевидения есть "современная культура". А точнее - "ее стеб". Были упомянуты, не поленюсь перечислить, "Камеди клаб", "Смех без правил", "Убойная лига","Универ", "Интерны", "Счастливы вместе" и нечто с фамилией; видимо, ведущего. Кто-то из вас, быть может, что-то из этого даже смотрел; я же рискнула довериться информации из Википедии (все-таки, современная "культура", где еще справляться, как не там?).
Те, кто еще помнит, какая она - "мертвая и замшелая" - в особенности, старшие товарищи, которым посчастливилось родиться и хоть часть жизни прожить без современного телевидения, справедливо скорбят об упадке культуры, чтобы не сказать - о ее гибели. Очень хочется с ними согласиться, но... задумаемся - действительно ли ново это явление? И в самом деле, примета ли это современности?
Многие из нас (я тоже одно время пребывала в подобном заблуждении), получая представление о мире средневековья из многочисленных ныне книг жанра фэнтези (увы, сменившей качество на количество), искренне полагают, что культуру в те времена несли лишь изящные трубадуры и менестрели. Все как один благородного если и не происхождения, то уж воспитания - обязательно. Каковые якобы пели исключительно альбы и серенады о любви, а для разнообразия и придания своей жизни, как сейчас принято говорить, экстремальности - дразнили власть имущих и духовенство жгучими сирвентами и едкими тенсонами. Ну, возможно, немного неясности добавил Лютик (у Сапковского), коему народная молва (по Сапковскому) приписывала в том числе фривольные стишки, от авторства которых он яростно (при Геральте) отрекался.
Я вас огорчу. Были и такие, да вот не все. Ибо для разной аудитории и пища, хоть и духовная, да разная. И, мне, хоть и искренне верящей в "Мир Полудня" как в образец идеального общества, начинает казаться, что так будет всегда...
Вот что писал провансальский трубадур XIII века Гираут де Рикье в послании к королю Арагону Кастильскому:
"Кто выполняет низшее и дурное искусство, то есть показывает обезьян, собак и коз, подражает пению птиц и играет на инструментах для развлечения толпы, а также тот, кто не обладая мастерством, появляется при дворе феодала, должен именоваться буффоном, согласно обычаю, принятому в Ломбардии. Но кто умеет нравиться знатным, играя на инструментах, рассказывая повести, распевая стихи и канцоны поэтов или же проявляя иные способности, тот имеет право называться жонглером. А кто обладает даром сочинять стихи и мелодии, писать танцевальные песни, строфы, баллады, альбы и сирвенты, тот может претендовать на звание трубадура"
Первых, несомненно, было гораздо больше - как в силу того, что талант встречается нечасто, так и потому, что крестьян, да и горожан все-таки было много больше, чем рыцарей, владельцев замков. Они не пели по деревням и площадям chansons de geste - согласитесь, простолюдины,из книг знающие лишь библию (да и то видевшие ее лишь в руках священников), вряд ли жаждали за свои "кровные и медные" услышать le cycle d’Artures или le cycle carlovingien. Они ждали от упомянутых выше буффонов понятного им, простого и незатейливого "народного юмора", не выходящего за рамки их личного опыта и человеческой физиологии в несложных ее проявлениях. Ну, быть может, что-нибудь антиклерикальное на десерт - неспроста же блаженный Августин писал, что за приглашенным в дом histrion'ом (бродячим актером) следует "великое множество демонов"


Их было больше, но история не сохранила их имен, как и не найти сборника их, как бы это помягче, репертуара. Чего не сказать о трубадурах, зачинателях светской прозы и лирики : сотни имен, несколько тысяч стихов, песен и баллад - немалое наследие этого "отблеска древнего эллинства", дошедшее до нас через века.
Вы напомните мне о вагантах - бродячих озорных студентах, беглых клириках, обедневших дворянах? Да, их стихи были зачастую дерзки, фривольны; но вдохновляли их не только служение Бахусу, не только подвиги во имя Венеры, но и великие поэты античности. Воспевая вольность и свободу, высмеивая скупость, ложь и ханжество, как-то не догадались ваганты объявить все то, что написано было до них великими писателями и поэтами "мертвым и ненужным". Их песни, воспевающие любовь, и даже любовь физическую, полны намеков и игривых иносказаний - что сказали бы они о "современной культуре", где разница между "описанием любви" и атласом анатомии все более незаметна? О нынешних "авторах", свято верящих, что писателем можно стать, не читая книг вовсе? Не "для феодала" сочиняли они и пели, но и их творения читают и помнят до сих пор, ценя красоту строк, восхищаясь их мечтой о свободе и человеческой доброте.
Вот и получается, что в любое время, с момента изобретения письменности, есть культура, а есть... ну, скажем, пена. И сколько бы ее ни было, той пены, как и кем она ни была бы востребована - в свое время и на свой срок - к культуре причисленным ей не быть. Не доживет. А если и доживет, то будет занимать умы лишь узких специалистов и историков - не как культура своего времени, а как социальное явление.
P.S. (Для твердых оптимистов)
«…Сеньор, светлый рыцарь, песня окончена! Да спасется всякий, кто услышал ее и да будет благословен тот кто спел ее!..»
(традиционное завершение выступления провансальского менестреля)
Цитаты и факты, использованные здесь, были взяты из книг:
Иванов К.А. "Жонглеры, трубадуры, труверы", 1915
"Поэзия Трубадуров. Поэзия Миннезингеров. Поэзия вагантов", Библиотека всемирной литературы, 1974
"История западноевропейского театра", том 1, 1956
Жан де Нострадам, "Жизнеописания трубадуров", Литературные памятники, 1993
...Я честно старалась не перегружать именами, датами, цитатами.
Мне кажется, что всегда существовал некий "культурный слой". Ведь возвышенные менестрели были интересны далеко не всем... А взять Россию? Например, более чем примитивные развлечения императрицы Анны Иоановны или Петра I.
Телевидение не делает предложения, а удовлетворяет спрос. Для тех, кому не нравится юмор "ниже пояса" есть каналы "Культура", "Спас", "Радость моя" (хотя, возможно, это местный ), BBC, "Живая природа". Просто падать вниз легче, чем карабкаться вверх. Вот и выбирают кому что ближе.
Это не хорошо, не плохо и не примета времени. Просто раньше бескультурие скрывалось, а сейчас в этом нет необходимости. Через подобные периоды человечество уже проходило. И в этот раз пройдёт.
напоследок
А взять Россию? Например, более чем примитивные развлечения императрицы Анны Иоановны или Петра I.
Анна была тупа и ограничена. Мужики и буженина - все ее интересы. Курляндия - тех времен, все же. не Равенна, и не Париж. А Петр ...ну, что дурные у него были вкусы, не за то его ценим) Чтоб все, у кого такие вкусы стране столько же пользы приносили)
О телевизоре - я согласна с тобой; не в нем самом зло, а в том что там показывают. И передачи могут быть познавательными...
Через подобные периоды человечество уже проходило. И в этот раз пройдёт.
Хотелось бы верить...
...Анекдот забавен)
Я вот никак не пойму, чего же ты хочешь? Чтобы мужик понес, наконец, с базара Белинского и Гоголя?
Знать античных поэтов, к примеру, здорово, но... Должна возникнуть потребность в таком чтении. Ты представляешь себе подобную ситуацию в современном мире?
*смеется* Я сейчас греческие мифы перечитываю, для дела. Трава-а-а...)
*смеется* Я сейчас греческие мифы перечитываю, для дела. Трава-а-а...) давно хотела спросить, что конкретно означает это слово - "трава" - в данном контексте и когда применяется? В смысле - "прикольное чтение"? "Чтение, провоцирующее видения и фантазии"?
Да никуда они не исчезнут, знание литературы вещь статусная.))
Трава, это когда у автора буйная фантазия, сюжет закручен, а обоснуй просто не требуется.
А, понятно)
Но всё же обязательное среднее образование считаю несравненным благом. Они и с оным умудряются такие глаголы жечь, а если вовсе учиться не будут?
Нам еще предстоит это узреть...
Я-то согласна, но, похоже, сейчас возобладало мнение, как принято говорить, в компетентных инстанциях, что надо готовить рабочих и инженеров, которые бы работали по профилю, и на "философии" и "мертвых греков" не отвлекались. Короче, долой гимназии, да здравствует "реалка"(...
Да я-то только за... Но я не министр культуры. И не правительница страны. Не бог знаний Тот, и не Кали-разрушительница
Честно говоря, я не считаю хорошей сакрализацию книги - потому что за ней идет жутковатая вещь: написанное обязательно правда. А книгу надо обдумывать. А с книгой можно дискутировать, пусть не своей книгой (не всем дано), но хотя бы мыслями. Короче говоря, автор - не Бог и не пророк, автор - такой же человек, только талантливый.
Но опять же, если автор не ленится пошевелить мозгами, это видно в любой его работе. Мне встречались хорошие, умные, человечные и смешные фанфики, в которых легко и весело говорилось об очень важных вещах. И от того, что это был фанфик, от того, что идеи высказывались легко, они не переставали быть доступными и правильными.
И мне хочется верить, что со временем хотя бы этот жуткий поток ЧП (чернухи-порнухи) схлынет, потому что наелись, не может солдат два мешка брюквы сожрать.
На то она и массовая(.
Честно говоря, я не считаю хорошей сакрализацию книги - потому что за ней идет жутковатая вещь: написанное обязательно правда. А книгу надо обдумывать.
Вспомним времена средневековые, когда в религиозных постулатах сомневаться было и не принято, и опасно. Умолчим тактично про православие, но в католицизме, коль память мне не изменяет, не осуждалось, а вменялось в обязанность и верить, и думать над прочитанным. Как сказал один знакомый историк-медиевист, в католицизме того времени правильно верить, означало правильно думать. Когда я прочла "Имя розы", и особенно внимательно речи Вильгельма Баскервильского я стала лучше понимать его, историка, слова.
Хорошая книга думать заставит всегда, и даже если ты написанному веришь,это не отменит умение и желание думать над прочитанным, даже спорить (при условии, что и желание есть, и способность - думать)
Так что на мой взгляд, сакральность не повредит особо, да и не будет той сакральности - времена не те.
Мне встречались хорошие, умные, человечные и смешные фанфики, в которых легко и весело говорилось об очень важных вещах. И от того, что это был фанфик, от того, что идеи высказывались легко, они не переставали быть доступными и правильными. Верю. Но уж слишком их много, да и пишутся они для тех, и теми, кто в курсе сюжета изначального. Я, все же, предпочитаю произведения самостоятельные. До фанфиков просто руки не доходят.
не может солдат два мешка брюквы сожрать.
Это смотря какой.. Наш - що не з'їсть, то понадкусить(
Не соглашусь. Но - всяк по разному на все смотрит, а, потому и думать будет по разному.
ИМХО, нужна не сакральность, а уважение к труду писателя. Особенно со стороны писателей. Чтобы даже то, что ты читаешь "на журфиксе" - фэндом, по сути, такой же журфикс, только большой, было достойно написано. Потому что я могу поверить в недостаток таланта, жизненного опыта, умения владеть словом, но вот в невозможность вычитать собственный текст или найти того, кто вычитает, чтобы избавиться от авторской арфаграфии, не верю.
Твои слова бы, да молодым и начинающим в уши....((
Но вот идея "а, это все равно фанфик, поэтому его можно писать правой ногой через левое ухо, без всякой логики и обоснуя" меня очень сильно злит.
Меня еще злит читательская позиция, навроде "Стиль, техника, внутренняя логика? да ты чё? главное, написано про интересное!"
Я не шучу, мне приходилось встречать вот такие "предисловия" к текстам.
Я верю, и даже знаю. С тех пор, как стало модно выкладывать и самиздат и фанфики на Флибусте, мне по RSS приходят иной раз такие... авторские аннотации, что держись за клавиатуру.
фэндом, по сути, такой же журфикс, только большой Это да)))))
уважение к труду писателя. Особенно со стороны писателей.
И непотакание низменным вкусам невзыскательного читателя.
Ну, если только как в Японии. Слабее не подействует.
Забавно, но если классические образцы былых времен в той или иной степени известны образованной публики, то немного из «пены», дожившее до наших, стало уделом немногих специалистов и коллекционеров.
Обложки «грошовых романов» конца XIX — начала XX века, граммофонные пластинки с похабными песенками, порнографические картинки всех времен и народов, фольклор соответствующего содержания... Мало, кто сейчас имеет обо всем этом адекватное представление.
Но все сказанное выше, не отменяет того, что ситуация с культурой в наши дни иначе, чем плачевной не назовешь. И причин тому множество.
По моему глубокому убеждению, культуру необходимо насаждать. Тут не подходит принцип «что выросло, то выросло». Ведь основная проблема не в том, что существует нечто низкопробное, а в том, что оно полностью забивает информационный канал. Альтернатива существует, но чтобы найти ее надо приложить усилия, а главное, изначально знать что и как искать. И даже в этом случае результат не гарантирован.
А еще мне очень не нравятся разговоры о «тупом быдле», которое не способно воспринимать ничего кроме «комедиклабов» и «малаховых». Я вообще очень скептически отношусь к идее искусства для избранных. Слишком уж часто элитарность ведет к загниванию.
И что бы кто не говорил, в Советском Союзе ситуация была принципиально иной. Да, рабочие и колхозники не зачитывались поголовно античными авторами и не сочиняли венки сонетов, но театры и концертные залы наполняли отнюдь не одни «высокоинтеллектуальные представители духовной элиты».
О да. А то, что интересное налеплено без складу и ладу, что изложение идет в стиле "Бой в Крыму, все в дыму, ни черта не видно!", это мелочи.
С тех пор, как стало модно выкладывать и самиздат и фанфики на Флибусте, мне по RSS приходят иной раз такие... авторские аннотации, что держись за клавиатуру.
Читаешь и думаешь: чего автор хотел этим добиться? Выказать отношение и к собственному творчеству, и к читателям?
И непотакание низменным вкусам невзыскательного читателя.
ППКС.
tanuka По моему глубокому убеждению, культуру необходимо насаждать. Тут не подходит принцип «что выросло, то выросло». Ведь основная проблема не в том, что существует нечто низкопробное, а в том, что оно полностью забивает информационный канал.
Причем насаждать не в том плане, что попытаться запретить все низкопробное, выкинуть все сборники анекдотов и оставить одни романы. Но давать определенные векторы развития необходимо. И выпалывать особо феерические тварения необходимо.
А еще мне очень не нравятся разговоры о «тупом быдле», которое не способно воспринимать ничего кроме «комедиклабов» и «малаховых». Я вообще очень скептически отношусь к идее искусства для избранных. Слишком уж часто элитарность ведет к загниванию.
ППКС! Зачастую быдло становится таковым именно потому, что ему объяснили: быть быдлом не стыдно. Наоборот, стыдно быть ботаником с книжкой или вшивым интеллигентом.
Да, рабочие и колхозники не зачитывались поголовно античными авторами и не сочиняли венки сонетов, но театры и концертные залы наполняли отнюдь не одни «высокоинтеллектуальные представители духовной элиты».
А дело ведь не в античным авторах. Дело в том, что культурное наследие не было чуждым. Что человек слушал не только песни под гармошку, но и Баха или Рахманинова. И меня очень злят попытки забрать Баха, оставив только гармошку. Мол, зачем лишний раз напрягаться человеку?
Именно так!
Зачастую быдло становится таковым именно потому, что ему объяснили: быть быдлом не стыдно.
Ну быдлом то себя никто не считает. Другое дело, когда такое положение дел представляется единственно возможным, это печально.
И меня очень злят попытки забрать Баха, оставив только гармошку.
Ох, если бы претендовала только на Баха и другую классику. Элитарным искусством объявляют Толстую и Сорокина.
В таком случае оно называется несколько по-другому. Например, крутой парень, которому стыдно книжонки почитывать да слушать всяких Чайковских иначе, как в виде рингтона. суть ведь не в том, как оно называется. Суть в том, что людям весьма настойчиво объясняют: не пользоваться мозгами не стыдно, считать культуру развлечением сытеньких высоколобых не стыдно.
Ох, если бы претендовала только на Баха и другую классику. Элитарным искусством объявляют Толстую и Сорокина.
Ну некоторую культуру Букера и афедрона вполне желательно оставить элитарной.
Да, по законам рынка, гораздо выгоднее издавать то, что удовлетворяет простейшие вкусы и оттого средний уровень постоянно снижается. Вот и выходит, что стоящие вещи или создаются на голом энтузиазме или вообще не создаются.
Честно сказать, я сильно сомневаюсь, что кто-то сознательно пытается понизить культурный уровень населения. Просто лепят что проще и, как думают, выгоднее. ELGA_CROW на этот счет очень верно высказалась.
Я тоже не верю, что это делается сознательно. Но тем не менее настойчиво.