Рамина, Королева Полевых Мышей
Из предисловия к "Психологическим типам" (выделение мое):
"Ни одна книга, вносящая существенно новый вклад в копилку знания, не может рассчитывать на привилегию быть всецело понятой. Возможно, это наиболее трудное из всего для новых психологических прозрений в их продвижении вперед. ...Если кто-либо в силу профессиональных причин погрузился, подобно мне, в хаос психологических мнений, предрассудков, обидчивости и восприимчивости, то он непременно получит глубокое и неизгладимое впечатление о многообразии индивидуальных психических характеров, тенденций и убеждений, и одновременно с этим он почувствует все возрастающую потребность в известном порядке среди хаотического нагромождения точек зрения. Эта потребность требует критической ориентации и общих принципов и критериев, не слишком специфичных в своих формулировках, которые могли бы служить опорными точками (points de repere) в отсортировке эмпирического материала. То, что я попытался сделать в данной книге, и есть, в сущности, критическая психология.
Эта основная (фундаментальная) тенденция в моей работе часто остается незамеченной, и слишком много читателей впадают в одну и ту же ошибку, думая, что глава X («Общее описание типов») репрезентирует квинтэссенцию и цель всей книги в том смысле, что она дает систему классификации и практическое руководство к достаточному суждению о человеческом характере. ...Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда. Это не физиогномия и не антропологическая система, а критическая психология, имеющая дело с организацией и определением психических процессов, которые — что и демонстрируется — могут быть типическими. По этой причине я поместил общую типологию и определение терминов в конец книги, вслед за описанием, в главах I–IX обсуждаемых процессов с помощью многочисленных примеров. Поэтому я мог бы порекомендовать читателю, который действительно хочет понять мою книгу, углубиться прежде всего в главы II и V. Он получит больше из них, чем из любой поверхностно подобранной типологической терминологии, поскольку последнее служит ничему другому, как совершенно бесполезному желанию навешивать ярлыки."
К. Г. Юнг
Октябрь 1934 г.
Он знал, он предчувствовал.
...Люди, увы, не меняются.
"Ни одна книга, вносящая существенно новый вклад в копилку знания, не может рассчитывать на привилегию быть всецело понятой. Возможно, это наиболее трудное из всего для новых психологических прозрений в их продвижении вперед. ...Если кто-либо в силу профессиональных причин погрузился, подобно мне, в хаос психологических мнений, предрассудков, обидчивости и восприимчивости, то он непременно получит глубокое и неизгладимое впечатление о многообразии индивидуальных психических характеров, тенденций и убеждений, и одновременно с этим он почувствует все возрастающую потребность в известном порядке среди хаотического нагромождения точек зрения. Эта потребность требует критической ориентации и общих принципов и критериев, не слишком специфичных в своих формулировках, которые могли бы служить опорными точками (points de repere) в отсортировке эмпирического материала. То, что я попытался сделать в данной книге, и есть, в сущности, критическая психология.
Эта основная (фундаментальная) тенденция в моей работе часто остается незамеченной, и слишком много читателей впадают в одну и ту же ошибку, думая, что глава X («Общее описание типов») репрезентирует квинтэссенцию и цель всей книги в том смысле, что она дает систему классификации и практическое руководство к достаточному суждению о человеческом характере. ...Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда. Это не физиогномия и не антропологическая система, а критическая психология, имеющая дело с организацией и определением психических процессов, которые — что и демонстрируется — могут быть типическими. По этой причине я поместил общую типологию и определение терминов в конец книги, вслед за описанием, в главах I–IX обсуждаемых процессов с помощью многочисленных примеров. Поэтому я мог бы порекомендовать читателю, который действительно хочет понять мою книгу, углубиться прежде всего в главы II и V. Он получит больше из них, чем из любой поверхностно подобранной типологической терминологии, поскольку последнее служит ничему другому, как совершенно бесполезному желанию навешивать ярлыки."
К. Г. Юнг
Октябрь 1934 г.
Он знал, он предчувствовал.
...Люди, увы, не меняются.
Люди со школы или детсада готовы душу продать, лишь бы их сочли в той или иной группе (классе, фэндоме) своими.
Шано, да, Ramine, Reine des souris очень точно говорит - чтобы быть своим для кого-то, чтобы не выделяться, чтобы для себя и других быть понятным.
Во-первых, не обязательно, а во-вторых - и такой вариант куда лучше, чем быть "как все")))
Это я шучу, конечно.
Шано, )))
Не думаю, что всё так мрачно, и способность быть собой означает болезнь))
Для меня лично не важно быть _уникальной_. Для меня важно не врать себе. И, когда я себе не вру, я отличаюсь от типологий. В какой-то тип я попадаю краешком, в другой - целым куском, какой-то тип во многом отражает то, что мне близко, но всё равно не включает и не описывает меня. Всё равно как есмли бы людей типировали по цвету. И всех нас определили бы в "белую" коробочку - но, кроме белого, в нас ведь и куча других цветов и оттенков?
И всех нас определили бы в "белую" коробочку - но, кроме белого, в нас ведь и куча других цветов и оттенков? неее, в данном случае речь бы шла не о спектре, а именно о делении по оттенкам: белые, красные и малиновые в крапинку. что уже фактически делалось, достаточно вспомнить о человеческих расах (хотя внутрирасовые особенности порой так разительны, что ни о каком делении на белую, желтую и черную расу речи сейчас не стоит. Щас принято думать, что рас несколько больше, чем думали раньше. Или по цвету можно поделить в политическом смысле: белые и красные плюс всякие зеленые и жовтоблакитные. Или по отношению к природе: зеленые и и, хм, незеленые.
А вот о спектральных характеристиках редко кто думает.
Шано, мне кажется, что игнорирующие деления и роли люди могут это делать по-разному и по разным причинам.
Человек, искренне не понимающий того, как построено общество и когда человек в нём сводится к роли, действительно не может успешно функционировать - ведь, скажем, роль водителя транспорта или продавца - только роль, там важно не личностное, а социальное наполнение.
С другой стороны, утверждать, что все продавцы такие-то - тоже не особо здоровая штука.
С третьей стороны, можно понимать то, как люди в Твоём обществе классифицируют реальность и людей, но в то же время видеть, насколько мир шире классификаций, насколько он неоднозначен и непрост. Это, я думаю, и есть мудрость.
А про цвета - да, очень точно, гы.
И для меня тут страшно даже не навешивание ярлыков (хотя раздражает иной раз неимоверно, 9 классов образования, а туда же, стремятся всех систематизировать и определить по полочкам, только лупы в руках не хватает или монокля на физиономии на худой конец), а то, что эти вот психотипы воспринимаются как своеобразная индульгенция для человека, позволение не меняться, не работать над собой. "Ну вот понимаете, я Гамлет/Макс/Драйзер, я не могу не..." В общем, любой свой недостаток и откровенный поведенческий косяк теперь есть, как оправдать.
Есть такое, есть. Раньше своими квентами /преджизнями так индульгировали.
Sic.
Dana Eilian,