Рамина, Королева Полевых Мышей
Старшие товарищи присоветовали одну, по их словам, умную книгу. Сего дня я начала ее читать - и сразу, еще с предисловия автора, убедилась в правоте их оценки. Вот послушайте...

       "Спор с религией - источник и основа всех споров, потому что в нем начало (но не конец) философии, науки, истории и познания человеческой природы.
       В нем же начало (но отнюдь не конец) всей полемики о добродетели и справедливости. Религия неискоренима именно потому, что наша эволюция продолжается. Религия не отомрет, пока мы не перестанем бояться смерти, темноты, неизвестности и друг друга. Поэтому я не стал бы запрещать ее, даже если бы мог. Какое великодушие, скажете вы. Но подумайте: будут ли правоверные столь же снисходительны ко мне? Я задаю этот вопрос, потому что между мной и моими верующими друзьями есть одно существенное отличие, и настоящим друзьям хватает честности признать его. Я не прочь ходить на бар-мицвы их детей, восхищаться их готическими соборами, "уважать" их веру в то, что Коран был надиктован (пускай исключительно по арабски) неграмотному торговцу, и интересоваться воззрениями виккан, индуистов и джайнов. Более того, я буду делать это, даже не настаивая на том, чтобы они, в порядке ответной любезности, не мешали жить мне. Религия, увы, не способна на такую любезность. (выделение мое - R.,RDS)Пока я пишу эти слова, пока вы их читаете, правоверные изобретают новые способы уничтожить и меня, и вас, и добытые тяжким трудом достижения человеческой цивилизации, о которых я здесь говорил. Религия отравляет все, к чему прикасается."


       "Главная отличительная черта моих единомышленников в том, что наша вера - не вера. Наши принципы - не религия. Мы не полагаемся исключительно на науку и разум, ибо они лишь необходимые, а не достаточные условия, но мы с подозрением относимся ко всему, что противоречит науке или оскорбляет разум. Мы можем во многом не соглашаться, но нас объединяет уважение к свободе мысли, непредвзятости и поиску ответов ради самих ответов. <...> Нам знакома сила чуда, тайны и благоговения: у нас есть музыка, живопись и литература, и мы находим, что Шекспир, Толстой, Шиллер, Достоевский и Джордж Элиот справляются с глубокими нравственными вопросами гораздо лучше, чем нравоучительные мифы из священных книг. Разум и - за неимением лучшей метафоры - душу питает литература, а не Писание. Мы не верим ни в рай, ни в ад, но никакая статистика не покажет, что без этих посулов и угроз мы совершаем больше преступлений на почве жадности или больше актов насилия, чем верующие. (Более того, если бы сбор точной статистики по этому вопросу вообще был возможен, я уверен, факты показали бы обратное.) <...> Мы можем сказать с уверенностью, что нравственная жизнь возможна без религии. Мы также знаем, что верно и обратное: под властью религии слишком многие не просто вели себя не лучше других, но присуждали себе право совершать поступки, которые вызвали бы негодование даже у владельца борделя или военного преступника.
       Важнее всего, пожалуй, то, что нам, неверным, не нужно постоянно подстегивать свое неверие. <...> Нам нет нужды собираться каждый день или каждый седьмой день, или в какой бы то ни было знаменательный день, чтобы вещать о своей праведности или каяться, упиваясь собственным ничтожеством. Нам, атеистам, не требуются ни священники, ни церковная иерархия, следящая за чистотой догмы. Нам отвратительны жертвоприношения и ритуалы, а с ними мощи и поклонение любым изображениям или предметам (даже если эти предметы имеют вид одного из самых полезных человеческих изобретений - книги). Ни один уголок Земли для нас не более "свят", чем другой. Тщеславной нелепости паломничества и откровенному ужасу кровопролития во имя какой нибудь священной стены, пещеры, гробницы или камня мы противопоставляем то неспешные, то нетерпеливые шаги по залам библиотек и галерей или обед с хорошим другом - всегда в поисках красоты и истины. Если мы ищем всерьез, некоторые из наших прогулок среди книжных полок и картин, некоторые из наших обеденных бесед непременно сведут нас с верой и верующими: от великих художников и композиторов, черпавших вдохновение в религиозной тематике, до святого Августина, Фомы Аквинского, Маймонида и Джона Ньюмана. Эти могучие умы могли писать мерзости и глупости, могли быть до смешного невежественны в том, что касается истинной причины болезней или места Земли в Солнечной системе, не говоря уже о вселенной, но именно по этой причине подобных им больше нет и никогда не будет. Последние слова, в которых еще был смысл, благородство или вдохновение, религия произнесла очень давно. В лучшем случае, она переродилась в достойный восхищения, но расплывчатый гуманизм таких людей, как Дитрих Бонхеффер, храбрый лютеранский пастор, повешенный нацистами за нежелание им пособничать. Мы больше не увидим никого, подобного пророкам и мудрецам древности. Культы наших дней всего лишь отголоски дней минувших, иногда доходящие до крика, в попытке заглушить ужасающую пустоту веры."


       "Некоторые апологеты религии по своему блистательны; некоторые занудны и нелепы. Но и тех, и других объединяет непосильная тяжесть их ноши. Какие нужны усилия, чтобы обосновать невероятное! Ацтеки каждый день вспарывали по грудной клетке, чтобы солнце не передумало всходить. Монотеистам полагается клянчить милости у своего божества еще чаще, возможно, по причине глухоты последнего. Сколько плохо скрытого тщеславия нужно, чтобы мнить себя центром божественного плана? Сколько собственного достоинства нужно принести в жертву, чтобы без устали ползать на брюхе, вымаливая отпущение грехов? Сколько требуется ненужных допущений и натяжек, чтобы "подстраивать" каждое новое научное открытие под откровения древних идолов, придуманных самим человеком? Сколько святых, сколько чудес, соборов и конклавов необходимо, чтобы сначала провозгласить догму, а затем - после бесчисленных страданий, утрат, абсурда и жестокости - эту догму отвергнуть? Бог не создавал человека по образу и подобию своему. Все было как раз наоборот. Отсюда повсеместное обилие богов и религий (и межконфессионального братоубийства), столь замедлившее развитие нашей цивилизации.
       Преступления на религиозной почве происходили и происходят не потому, что мы порочны, а потому, что наш вид, по своей биологической природе, лишь отчасти рационален. Эволюция оставила наши предлобные доли слишком маленькими, а наши надпочечники слишком большими; наши репродуктивные органы, судя по всему, разрабатывала правительственная комиссия. Такая гремучая смесь, сама по себе или вместе с другими ингредиентами, не может не привести к несчастьям и расстройствам. И все же есть огромная разница между усердием верующих и не менее ревностным трудом таких людей, как Дарвин, Хокинг и Крик. Даже их заблуждения, их неизбежные предрассудки открывают нам больше, чем любой верующий, который в своей ложной скромности тщится обуздать квадратуру круга и объяснить, каким образом ему, простому созданию Творца, известны замыслы этого Творца. У нас - светских гуманистов, атеистов, агностиков - могут быть эстетические разногласия, но никто из нас не хотел бы отнять у человечества волшебство или утешение. Ни в коем случае. Найдите минутку для потрясающих фотографий, сделанных телескопом "Хаббл", и вы увидите вещи более грандиозные, загадочные и прекрасные - а также более хаотичные, грандиозные и пугающие, - чем любой миф о сотворении мира или о его конце. Прочтите, что пишет Хокинг о "горизонте событий" - теоретической кромке "черной дыры", за которую в теории можно нырнуть и увидеть прошлое и будущее (проблема только в том, что на это, по определению, не хватит "времени"), и вас вряд ли когда еще потрясет Моисей с его жалкой "неопалимой купиной". Полюбуйтесь красотой и симметрией двойной спирали ДНК, закажите полную расшифровку своего генетического кода, и вас ошеломит почти безупречное совершенство, составляющее саму суть вашей жизни."


Пожалуй, достаточно. А то велик соблазн цитировать почти все, по мере чтения. Книгу полезно прочитать всем - и неверующим, и верующим. Первым - оттого, что в ней много интересной фактологии; это поможет лучше бороться с противником. Другим - чтобы получить истинное представление об атеизме из первых рук, а не от своих "святых" отцов.





@темы: Антиклерикальное, Книги, которые стоит почитать, Цитаты (с буквами), Антитеистическое

Комментарии
30.10.2012 в 20:42

And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Хм; а позволю себе полюбопытствовать — "Бог как иллюзия" Докинза ты ведь читала?
30.10.2012 в 20:58

Рамина, Королева Полевых Мышей
Tengro, и что вы все с этим Докинзом так...
Не до конца. В процессе. Пока Хитченс вызывает больше... скажем так - отклика ума и сердца.
30.10.2012 в 21:23

Ты моя трава... ой, тьфу, моя ива(с) // Дэвид Шеридан, психологическое оружие Альянса
Это потрясающе! и актуально сейчас, кстати)
Утащу!
31.10.2012 в 01:44

And can you keep your head, your backbone or your heart? We all found out the answer on the day it fell apart.
Ramine, Reine des souris, спасибо за наводку на Хитченса, кончится Пенроуз и возьмусь.
А Докинз... ну, лично мне занятен тем, что рассматривает религию не только как социальный механизм, но и ищет предпосылки к возникновению этого механизма в самом человеке; ну и концепция "информационной генетики" у него хороша, но я нормальных переводов не видел.
31.10.2012 в 02:26

Рамина, Королева Полевых Мышей
Ribbons Allmark, ты саму книгу прочитай. Это лишь начало!

Tengro, не за что)
ищет предпосылки к возникновению этого механизма в самом человеке
А вот это сомнительно, мне кажется. Не потому ли всякие верующие так обожают поминать его, и в хвалительных тонах: от такой мысли, до использования ее в качестве доказательства якобы наличия некоего "следа божьего" в человеке, зашифрованного им "техзадания" - один шаг.
31.10.2012 в 02:27

Похоже, хорошая вещь, спасибо за наводку :)
31.10.2012 в 02:28

Рамина, Королева Полевых Мышей
Hladovin, люблю делиться хорошими книжками)
31.10.2012 в 02:50

Ты моя трава... ой, тьфу, моя ива(с) // Дэвид Шеридан, психологическое оружие Альянса
Ramine, Reine des souris, обязательно) хорошо будет сочетаться с псевдорелигиозным укуром в творчестве :-D
31.10.2012 в 15:03

Все для Главного
Нам знакома сила чуда, тайны и благоговения: у нас есть музыка, живопись и литература, и мы находим, что Шекспир, Толстой, Шиллер, Достоевский и Джордж Элиот справляются с глубокими нравственными вопросами гораздо лучше, чем нравоучительные мифы из священных книг. Разум и - за неимением лучшей метафоры - душу питает литература, а не Писание. :heart:
31.10.2012 в 15:06

Рамина, Королева Полевых Мышей
09.11.2012 в 13:04

Спасибо
09.11.2012 в 14:50

Рамина, Королева Полевых Мышей
Joker_mp, всегда пожалуйста)