Рамина, Королева Полевых Мышей
Не секрет, что мышка не очень уважает фанфики. Даже те, что пишутся по воле и с попущения, а после издаются в сборниках «Миры Такого-то». Сложно сказать определенно, отчего именно так сложилось. Быть может, оттого, что они как правило хуже оригинала, ибо пишутся непрофессионально, кое-как. Или оттого, что чаще всего их авторы вдохновляются фильмами, сериалами и анимэ, а в синематографе и ожившей манге мышь не искушена. Или, прочтя некогда двухтомную псевдо-католическую агитку по Профессору, до сих пор не способна забыть ни осетрины, ни брынзы полученного отвращения. Не суть.
Однако, во всем есть исключения, и среди фанфиков не без них.
Как оказалось, не все поклонники Лукьяненских «Дозоров» знают о повести «Иной среди Иных» Виталия Каплана, по профессии программиста, а по совместительству – писателя-фантаста. Или наоборот. Причем пишет гражданин часто с уклоном православным, не ограничиваясь ни жанром фантастическим, ни фэнтезийным; желающие могут поискать его статьи на тему православия, а так же рецензии (тоже весьма православного толка) на чужие книги. Не избежала, что естественно, подобного уклона и повесть, о которой я хочу вам рассказать.
Лирическое отступление...
Сюжет повести Каплана сперва кому-то может показаться, отчасти, комическим – главный герой, учитель математики в современной православной гимназии, искренне верующий (и при том верующий грамотно; читал не только евангелие), узнает, что он – Иной. Неинициированный. Потенциально – Светлый. Да, первые реакции главного героя ожидаемы - «да воскреснет, да расточатся, да погибнут…» и все такое. Но вот потом…
Потом становится не смешно. Забавные диспуты героя и его куратора – Городецкого (как же без него) на тему "может ли верующий… то есть, простите, православный верующий быть Иным", снисходительное ожидание закономерного отказа героя от исключительной возможности, которую он упускает, его метания и сомнения, искушают ли его бесы, или все случившееся с ним есть продукт его помутившегося сознания – на этом бы и все закончилось, будь православное фэнтези Виталия Каплана более традиционным. Но писатель честен, в первую очередь с собой. Мало того, что он избежал соблазна сделать антагонистов глупее самого главного героя (они разве что, немного уступают ему в богословских познаниях); мало, что в отличии от многих православно-фэнтезийных героев, точно вышедших даже не из агитки, а с плаката в две краски, персонаж Каплана – не картонен; он живой человек, умеющий любить и чувствовать боль, а потому он не мыслит исключительно благолепными цитатами. Писатель рискнул провести страшащегося «погубить свою душу» героя через серьезные и непростые для верующего искушения. Нет-нет, не достатком и не долгой жизнью Иного - почти что бессмертием. И не возможностью творить чудеса. Кое-чем посерьезнее. Герою не раз предстоит выбирать, что важнее – его собственные представления о вере, или зависящие от его выбора жизни других людей.
Ну и, конечно, полный набор специй прилагается: высшие вампиры, реликтовые оборотни и интриги Дозоров.
P.S.
Однако, во всем есть исключения, и среди фанфиков не без них.
Как оказалось, не все поклонники Лукьяненских «Дозоров» знают о повести «Иной среди Иных» Виталия Каплана, по профессии программиста, а по совместительству – писателя-фантаста. Или наоборот. Причем пишет гражданин часто с уклоном православным, не ограничиваясь ни жанром фантастическим, ни фэнтезийным; желающие могут поискать его статьи на тему православия, а так же рецензии (тоже весьма православного толка) на чужие книги. Не избежала, что естественно, подобного уклона и повесть, о которой я хочу вам рассказать.
Лирическое отступление...
Сюжет повести Каплана сперва кому-то может показаться, отчасти, комическим – главный герой, учитель математики в современной православной гимназии, искренне верующий (и при том верующий грамотно; читал не только евангелие), узнает, что он – Иной. Неинициированный. Потенциально – Светлый. Да, первые реакции главного героя ожидаемы - «да воскреснет, да расточатся, да погибнут…» и все такое. Но вот потом…
Потом становится не смешно. Забавные диспуты героя и его куратора – Городецкого (как же без него) на тему "может ли верующий… то есть, простите, православный верующий быть Иным", снисходительное ожидание закономерного отказа героя от исключительной возможности, которую он упускает, его метания и сомнения, искушают ли его бесы, или все случившееся с ним есть продукт его помутившегося сознания – на этом бы и все закончилось, будь православное фэнтези Виталия Каплана более традиционным. Но писатель честен, в первую очередь с собой. Мало того, что он избежал соблазна сделать антагонистов глупее самого главного героя (они разве что, немного уступают ему в богословских познаниях); мало, что в отличии от многих православно-фэнтезийных героев, точно вышедших даже не из агитки, а с плаката в две краски, персонаж Каплана – не картонен; он живой человек, умеющий любить и чувствовать боль, а потому он не мыслит исключительно благолепными цитатами. Писатель рискнул провести страшащегося «погубить свою душу» героя через серьезные и непростые для верующего искушения. Нет-нет, не достатком и не долгой жизнью Иного - почти что бессмертием. И не возможностью творить чудеса. Кое-чем посерьезнее. Герою не раз предстоит выбирать, что важнее – его собственные представления о вере, или зависящие от его выбора жизни других людей.
Ну и, конечно, полный набор специй прилагается: высшие вампиры, реликтовые оборотни и интриги Дозоров.
P.S.
Если можно - лирическое отступление. Накипело.
Считаю себя христианкой, и даже практикующей, но «православная» литература традиционно заставляет хвататься за голову. От качества.
Правда, ни Чудинову, ни Веселовскую не читала, зато меня в изобилии кормили Вознесенской до того возраста, пока я не научилась отбрыкиваться, а также шедеврами Александра Торика.
У Вознесенской тоже имеется «анти-Гарри» (нечто под названием «Опасные игры»), но написано это так убого, что... в общем, моментально захотелось перечитать оригинальную серию, от которой пани так старательно отвращала. Для того, чтоб захотеть прочитать ГП, мне, к слову, когда-то потребовалось аж два абзаца пятой книги.
За нормальных православных, если честно, обидно. Потому что их после таких книг, а также проповедей тех, кто их поглощает оные с горящими глазами, окружающие воспринимают как умственно отсталых, ограниченных, елейных ханж и т.д.
прочтя некогда двухтомную псевдо-католическую агитку по Профессору
Что-то сообразить не могу... А как шедевр назывался?
Ойиииии... опечаталась. точнее, перепутала. Ее я и имела в виду - Вознесенскую!.. сейчас исправлю! Благодарствую. что подсказали!
Что-то сообразить не могу... А как шедевр назывался?
"По ту сторону рассвета"
За нормальных православных, если честно, обидно. Потому что их после таких книг, а также проповедей тех, кто их поглощает оные с горящими глазами, окружающие воспринимают как умственно отсталых, ограниченных, елейных ханж и т.д.
Мне иное непонятно. Для кого это пишется? Для своих, уже вовлеченных? Если только... Но по уму, такие книги должны привлекать неопределившихся, но те что поумнее, либо рассмеются, либо именно что скажут - убожество.
Ойиии... Читала, очень давно. Подарили на какой-то д/р второй том. Уж лучше в который раз переслушать «Финрода».
Для кого это пишется?
Ну, то, что подсовывали мне, писалось явно с целью «тащить и не пущать» детей, которые в подростковом возрасте начинают взбрыкивать. В т.ч. и воцерковленных. Дабы неправильные книги не читали, по дискотекам не шатались и т.д.
Ага. Именно. Второй том самый отвратительный.
Ну, то, что подсовывали мне, писалось явно с целью «тащить и не пущать» детей, которые в подростковом возрасте начинают взбрыкивать. В т.ч. и воцерковленных. Дабы неправильные книги не читали, по дискотекам не шатались и т.д.
С одной стороны, мне, как противобожнице и антиклерикалке, эта ситуация должна радовать: после таких книг дети даже из крепко верующих семей должны, кто поумней, обретя независимость, от веры бежать и не вспоминать о ней. Лучшей прививки от религии и не найти.
С другой... за литературу обидно(.
Чья оценка была - тоже Каплана? Да, качество повыше. А вот этот отзыв попадался?
У Торика я читала еще и трилогию о Флавиане и Леше. У-ужас... Пока не лезет в тонкий мир и не читает краткий курс катехизиса - все нормально. Но, судя по количеству чудес на квадратный сантиметр текста - явный перебор. Воскресение жены, явление... ЕМНИП, Серафима Саровского (или Сергия Радонежского - совсем одно и то же, да, но я текст плохо помню), после Богоматери и Христа (по отдельности), видение Апокалипсиса и поругания Афона, а, ну и бесы до кучи. Вообще-то у меня возник вопрос, а не в прелести ли главный герой?..
С одной стороны, мне, как противобожнице и антиклерикалке, эта ситуация должна радовать: после таких книг дети даже из крепко верующих семей должны, кто поумней, обретя независимость, от веры бежать и не вспоминать о ней.
Не-е, тут все намного интереснее. В таких книгах идет четкое противопоставление «православные vs. плохие». Тупое и черно-белое. И, к сожалению, очень часто это встречается и в жизни, когда выполняют ритуалы, не видя смысла, который за ними стоит.
У нормальных верующих церковь - часть жизни, которая не исключает ее радости, а, кстати, в каком-то смысле разнообразит их, а не противопоставление жизни и превращение ее в каземат, откуда хочется сбежать. Судя по моим наблюдениям, это не только к православным относится, но и к протестантам, и к мусульманам, и к кришнаитам - кого более-менее близко видела. (У нас очень терпимый в плане религий город.)
Предлагаю не развивать тему дальше, слишком уж разные точки зрения на этот счет. Не хотелось бы ссориться.
Ваша. Я так поняла, что шедеврами вы назвали книги Торика, скорее, в кавычках?
А вот этот отзыв попадался?
Нет, но прочитать было занятно. Понять, что именно не нравится в подобных книгах и сюжетах самим православным (мне-то, как вы понимаете, трудно заострять внимание на магизме, обрядоверии и прочем; мне интересно литературная составляющая)
В таких книгах идет четкое противопоставление «православные vs. плохие».
Если бы только в них, и если бы только у православных... Желание максимально обелить "своих" и очернить "чужих" свойственно многим - вне зависимости от того, во что они верят.
Nairis, Перечитать, что ли)
Хорошо написанное всяко стоит перечитать)
Именно. Просто у Каплана был отзыв на ту же книгу «В одну телегу впрячь не можно...».
Желание максимально обелить "своих" и очернить "чужих" свойственно многим - вне зависимости от того, во что они верят.
И верят ли вообще...
Это сложный и субъективный вопрос)
Вот уже хотя бы за это автор заслуживает уважения, а его повесть - внимания) мало, что в отличии от многих православно-фэнтезийных героев, точно вышедших даже не из агитки, а с плаката в две краски, персонаж Каплана – не картонен; он живой человек, умеющий любить и чувствовать боль, а потому он не мыслит исключительно благолепными цитатами.
Дважды заслужил)
Герою не раз предстоит выбирать, что важнее – его собственные представления о вере, или зависящие от его выбора жизни других людей.
В общем - в который раз - умеешь ты заинтересовать
P.S. За ссылочку на "Детей" - отдельное спасибо
И при том - пристойно пишет.
В общем - в который раз - умеешь ты заинтересовать
Практика) В школе было прозвище, в числе прочих, "Библиотекарь" - я почти никогда не ошибалась, советуя некую книгу конкретному существу. Правда, нужны некоторые важные условия: книги не должны быть уровня Донцовой или серии "Арлекин" (я подобное не читала никогда, и оттого советовать не могу); я должна пообщаться с существом вживую (иначе возможны ошибки); и существо должно, все-таки, любить читать (как сейчас говорят, могло бы "осилить много букв" )
За ссылочку на "Детей" - отдельное спасибо
Почитай-почитай. Забавное.
вот, ты мне сразу напомнила о вопросе, который давно хотела задать. Прошу прощения за оффтопик, но как-то оно даже к слову пришлось
Признаться, я уже успела соскучиться по бумажным книгам...
Исключение - институтская, пока училась; библиотека музейная, у матушки на работе, и Иностранка (увы, выложено в сеть не все, а порой нужны весьма специфичные издания). В принципе, поскольку чтение сейчас не национальная черта, то уютно в любой библиотеке. А с учетом того, что сейчас каникулы, то и мрачных деток, принужденных в библиотеке что-то брать, там не найдешь. А другой компонент хорошести - сами библиотекари, но тут увы: меняются часто, как повезет.
Выбор же книг, как был так и остался - зависит от уровня (местная, или районная, или городская; тем более "именная" - вроде Некрасовской); чем выше статус - тем больше выбор изданий. Если у тебя есть хоть какая прописка-регистрация, то тебя и запишут, и книги тебе выдадут; если нет - то в читальный уж точно пустят.