Рамина, Королева Полевых Мышей
image
Раминина часть гильдии. Ну как же без моих барышень?=)
(Их даже можно потрогать мышкой!)


Это мой не первый и даже не второй пост об онлайн-играх. Но именно сейчас я рискну написать, что мы с половинкой – и в этом я почти уверена – наконец-то нашли игру мечты, родную гавань и сушу обетованную. Выдохнув и вдохнув, конкретизирую в переводе с романтического: насколько мы можем судить спустя чуть меньше года, The Elder Scroll Online наиболее полно соответствует нашим представлениям об идеальной игре, в которую, к тому же, мы можем играть вместе.

Авторское отступление: ну, по крайней мере, _пока соответствует_. Глядя судьбе и правде в лицо, не будем забывать, что такое с нами уже было. Был World of Warcraft, радовавший нас несказанно, и в котором мы стойко терпели неудачные (с нашей точки зрения) изменения и нововведения, храня преданность своим героям Орды и игре в целом. Ровно до последнего дополнения (Battle for Azeroth), в котором «креативные» разработчики довели сюжет до момента, исключающего всякую возможность пародирования. Был период чистой радости, когда мы нашли Star Wars the Old Republic и самозабвенно – посредством наших героинь - вникали в тонкости науки и политики ситхов несколькотысячелетней давности. Пока не поняли, что сюжет новых дополнений разработчики стали сводить к банальному «пробеги и всех убей». Всякое может случиться.
Но мы будем надеяться.


На нежданное счастье тех, кто пугается очень больших текстов (хотя среди моих подписантов вроде настолько слабых сердцем не осталось?), я не стану рассказывать подробно о сюжете: либо вы знакомы с миром Нирн и континентом Тамриэль (то есть, уже играли в Daggerfall, Morrowind, Oblivion или Skyrim), либо нет. В последнем случае неигравшим повезет, если они рискнут заглянуть в TESO: им предстоят потрясающие знакомства и невероятные приключения в абсолютно свежем обрамлении.
С другой стороны, те, для кого Трибунал не ассоциируется с ГПУ или армейским правосудием, Исграмор не путается с Инстаграмом, а Обливион с Обливиэйтом, будут бесконечно рады за почти четыре тысячи лет до Восстания Буревестника посетить полюбившиеся ранее места, иные из них застать еще недостроенными, а также встретить некоторых очень старых знакомых, которые во времена TESO были чу-уточку (на те самые тысячелетия) помоложе.

Здесь будет город заложен...


Ваш старый знакомый в "молодости"


Вивек – город и человек живой бог данмеров


Таким образом, мы с вами рассмотрим TESO в основном игротехнически. Ибо, увы – в случае онлайн-игры ее играбельность не всегда определяется исключительно генеральным сюжетом.

Итак, primo. И, пожалуй, самое главное - ПВП там строго ограничено. Во всех локациях (кроме одной, о ней ниже) атака игроков других фракций невозможна. Потому, если вы уже слышали о TESO от каких-нибудь суровых и приземистых real man’ов, не удивляйтесь их утверждениям, что «ПВП в TESO нет». Но совсем без этого онлайн, увы, не бывает; и потому есть единственная локация, где подобная деятельность возможна – центральная провинция, сердце Империи, Сиродил. Причем не просто так, а исключительно в силу сюжетного обоснования: на момент действия в Тамриэле длится период Междуцарствия. За право (а точнее, возможность) посадить на Рубиновый трон своего очередного императора (вампира, вервольфа, хаджита, аргонианина, нужное подчеркнуть) сражаются народы всех провинций Тамриэля, объединившись (или разъединившись, как посмотреть) для того в три фракции. Вот там-то, в Imperial City, и происходит «самый Голливуд» - строго для желающих. Ибо эта часть сюжета (ну, или если угодно, игровой активности) добровольна и для прохождения квестов и историй всех прочих провинций не обязательна. Что не может не радовать.

Secundo – квестов там очень много. Не скажу, что в каждой провинции их как в том же Morrowind, но во всяком случае – не сильно меньше, чем в Skyrim. Квесты по содержанию и задачам очень разные и всегда интересные. Очень многие с этическим выбором, где решение – это роднит TESO с SWTOR – принимать вам. А если иногда и случаются просьбы в стиле «подай/принеси/пойди-собери пять растений/шесть внутренностей», то они относительно редки и тщательно залегендированы. Нет, ну если вы с неким травником согласовали курс лечения, к примеру, кузнеца, то из чего, собственно, целителю зелье варить? Лекарство экспериментальное, в аптеке не отпускают. Или обнесли исследовали вы драугрятник – так неужели вам трудно отнести рыбаку-норду родовой меч, утерянный еще его прадедом? Представьте, как этот воин севера обрадуется - да еще и перескажет вам историю своего рода… вкратце. («Вкратце», это по меркам нордов, конечно:=).)

Все квесты не только озвучены, но и, скажем так, анимированы – в стиле того же SWTOR или Skyrim. А вот реплики вашего персонажа (в стиле Fallout 4) - к сожалению, нет. Впрочем, никто не мешает вам и озвучивать своих любимцев, и комментировать чужих на ходу и на добровольных началах.

В общем, все задания, традиционно для серии The Elder Scrolls, весьма радуют. Я не раз слышала в видео-обзорах игры, как авторы роликов на разных языках признаются, что играют в TESO в основном только ради квестов и раскрываемой с их помощью истории. Ну, как сказано в одной неоднозначной книжке: «Поменьше догматизма. А по существу – верно!»

Упомянутые выборы и решения, разумеется, имеют последствия и оказывают влияние. Не то чтобы они, как в Fallout, определяли финал хотя бы в рамках одной провинции – исход тех или иных событий, к которым вы приложили руку, причиняли добро и творили справедливость, увы, не изменится. (Что справедливо напоминает нам: роль отдельной личности в истории довольно скромна.) Однако, многие персонажи (из тех, кого вы оставили в живых случайно или намеренно) переходят из одной истории в другую, путешествуя по Тамриэлю, подобно вам – но своими дорогами. Если вы поможете кому-то (и смотря как вы ему поможете), то встретив вас вновь – в другом месте и при иных обстоятельствах – персонаж обязательно вспомнит вас и те приключения, которые вы с ним вместе пережили. По мере того, как вы продвигаетесь по дорогам главной истории конкретной провинции (а в каждой еще есть и немало побочных!), разговоры жителей меж собой меняются – в них звучат отголоски новых событий с вашим участием («А, говорят, ты спасла королеву… Не больно-то геройски ты выглядишь.»). Нечто отчасти подобное было в WOW'е - когда персонаж класса Рыцарь Смерти заезжал в столицу фракции, ему прохожие и мимохожие НПС выкрикивали проклятия; или, обретя восстановленный син’дорайский клинок Феломелорн, можно было удостоиться от кого-нибудь недоверчивого восхищения. Но в TESO подобного значительно больше, чаще и, как правило, куда забавнее.

И наконец, еще раз про обоснования. Стиль фирмы Bethesda – то есть, внимание к мелочам – легко узнаваем. Вообразите: как и все разработчики онлайн-игр, они стараются экономить программные ресурсы; в частности, видео- и просто память машин игроков. И когда ваш сюжетный спутник по такому-то квесту говорит: «Идем туда-то», то он, конечно, не бежит вместе с вами через половину локации до места назначения; только шагов двадцать-тридцать, а потом расточается, после чего вы, конечно, встретите его в назначенной точке. А то и просто (и даже чаще всего) заявляет вам: «Ты иди, а там встретимся». Но ведь он еще – слушайте, слушайте! - как бы мимоходом, например, добавляет: «Я догоню тебя позже, мне надо наточить меч». Каково? И такие тщательные подробности почти во всем, если внимательно смотреть и слушать.


Tertio. Игры серии Elder Scroll знамениты своим детально проработанным и упорядоченным лором. Вы узнаете мифологию и историю мира не только (и даже не столько) из бесед с персонажами, сколько из множества самых настоящих, пусть и по реальным меркам коротких, книг. Игравшие в предыдущие части Свитков хорошо представляют, о каком количестве внутриигровых текстов идет речь, но сейчас я даже их поражу во все критически важные органы: помимо хорошо знакомых вам художественных произведений, летописей и научных трактатов из своих одиночных игр, разработчики добавили в TESO свыше четырех тысяч новых томов и свитков. А по сути – почти пять. Даже если исключить дневники, доносы, бытовую переписку, всякие накладные и списки покупок, при одной мысли о том, как все это перенести в книжный мод для Skyrim (благо относительно него TESO - это прошлое) у меня, например, просто опускаются руки…

Авторское отступление: безотносительно занимательных историй и интересных персонажей, Тамриэль просто волшебное место - там все знают грамоту (не только эльфы!), почти все читают книги (даже культурно… эээ... своеобразные орки и «викинги»-норды!), едва ли не каждый маг занимается научными изысканиями и чуть ли не каждый десятый житель пишет дневники или заметки… Ну, в конце концов это же фэнтези, да?

Tertio, ordinem 2. Кстати, о науке - в Тамриэле есть археологическое сообщество. И музеи. И вы тоже можете изучать прошлое этого мира не только посредством литературного наследия, но и, скажем так, предметно.
Конкуренция между фирмами Blizzard и Bethesda явно идет на пользу; как минимум последней. Насколько я знаю, WOW был первой онлайн-игрой, где появилась археология. (При этом разработчики явно решили, что археология и палеонтология суть одно и тоже. Странно, что не добавили почвоведение и геологоразведку – просто для полноты картины. Нет, ну а что – тоже копать…) И нас с половинкой это крайне порадовало. Но признаюсь, не без примеси удивленного недоумения: ожидать чего-либо подобного в игре про войну и политику не приходилось; обрести это в очередном обновлении – было, мягко говоря, неожиданно. В такое счастье обычно трудно поверить, и мы затаили дыхание в предчувствии подвоха. Последний оказался даже не в новом скучноватом гринде в виде тоскливых скитаний с теодолитом по немалым локациям. (Да, да, сейчас профессиональные геологи начнут меня уязвлять, что теодолит не для этого. Ну а как еще назвать эту таинственную трубу с оптикой и на ножках? Не телескопом же…) А в полной, как сейчас принято говорить, монетизации подавляющего большинства доступных к раскапыванию артефактов. Имеющих настоящую (а не коммерческую) ценность находок, в WOW очень мало. Немного оружия и брони (где, разумеется, бесконечно прекрасным особняком стоит откровенная пижама Клеопатры королевы Азшары), пара живых и мертвых средств передвижения (три, если за таковой считать Фиал Песков) и совсем немного красивых игрушек с анимацией. Все многочисленное прочее накопанное можно только продавать. И это печально.

А что же в TESO? Давно и не мной сказано: важно не кто первый, а кто лучше. И интересней.
Выглядит ли археология в Тамриэле скучной и утомительной? На наш взгляд, в куда меньшей степени. Военно-спортивное ориентирование на местности (оно же «бег с отягощением теодолитом») в мире магии TESO заменяется, вы не поверите, магическим сканированием (scrying). С предварительными находками (в очень разных местах и источниках) leads, сиречь - наводок на потенциальные артефакты. Затем вам предлагается то, что в онлайне называется мини-игрой – тем, кто имел счастье (или несчастье, от взгляда зависит) играть в EVE Online скажу, что это сканирование в каком-то смысле напоминает упрощенный вариант вскрытия запароленных НПС-контейнеров в специальных точках пространства. После чего вам указывают, «где лежит Тадеуш» с точностью, зависящей от ваших результатов в этой мини-игре. Да, зоны поиска, как и в WOW, тоже могут оказаться разными; и по размерам, и по топографии – дружественной к пользователю или наоборот. Но логика размещения артефакта более последовательная, нежели в WOW и постигается, на мой взгляд, куда быстрее.



Каждый добытый экспонат не только снабжен кратким описанием: раскопав новую диковинку вы прямо в поле приобщаетесь к переписке ученых из Antiquarians Circle, обсуждающих вашу находку с тщанием и не без полемики. (Число писем не бесконечно - от трех до, кажется пяти; но для понимающих существ читаются они как роман.)
Далее. Ваши находки не просто заносятся в журнал, как в WOW. Большую часть «непродажных» артефактов вы можете не только носить на себе, не только на них ездить (таковой пока всего один), но и выставлять в своих частных жилищах. (Да, в TESO можно купить себе дом, или много домов, или все доступные дома, но это все неэксклюзивные мелочи - без домовладения сейчас хорошие онлайн-игры делать просто не принято.) А кроме строго научно-исторических трофеев, игротехнически (не удивляйтесь) имеющих статус мебели, вы найдете рецепты древнего оружия и брони, легендарные предметы экипировки и, говорят, непростых питомцев. Сами мы таковых пока не раскапывали, но кто знает – обновление недавнее, и в википедиях по игре списки еще не полные.
…И все это помимо отдельного, не связанного с археологией, рода предметов, которые в пределах всего Тамриэля можно находить и возвращать в музеи ордена Псиджиков, Коллегии Бардов и некоторых прочих. И любоваться ими после в экспозициях. Да, так было и в WOW’овской Пандарии, но в TESO всего этого, как сказал бы Заходер, ГОРАЗДО больше.

Quarto. Помимо уже озвученных встреч с прошлым мест и персонажей, уже знакомых поклонникам Свитков, TESO предложит вам и то, чего ваша мама вам никогда не приготовит вы еще не видели ни в одной из игр серии. Не стану перечислять вам новые (относительно Dagerfall, Morrowind или Skyrim) провинции – предпенсионное поколение, помнящее тысячи населенных пунктов еще в древней спрайтовой TES I Arena лишь снисходительно усмехнется. Но как вам, ветераны-Довакины, огромнейший, на несколько провинций пещерный комплекс Черный Предел («побольше того», как сказал бы капитан Джек Воробей, что в TES V) – со множеством квестов и новых, неизвестных ранее двемерских технологий? Вы мечтали хотя бы разок глянуть на остров Артеум, изъятый из мира Псиджиками? Если вы постараетесь, вас даже примут в Орден. Что скажете, многократные Нереварины, о возможности заглянуть в легендарный Заводной Город, личный мир Отца Тайн и Света Познания – и осмотреть его полностью? Мои собратья и сестры по духу - поклонники древней и вечноживущей цивилизации, чья культура и знания в той или иной мере легли в основу (чего? да всего!) всех ныне существующих государств и народов Тамриэля – неужто вы упустите возможность посетить Саммерсет, прежде запретный для иноземцев? Убеждена, что нет, а потому торопитесь – Ее Величество королева Айренн Арана Альдмери уже подписала указ об открытии границ метрополии, цитирую, to trade and travel. Только ведите себя вежливо, учите язык, не нарушайте местных традиций и не привлекайте лишнего внимания агентов Тал Шиара Талмора.
И всё это лишь малая часть.
(Ссылка на официальную страницу с короткими, но бесконечно прекрасными видео-путеводителями по Саммерсету и Артеуму; увы, отдельно их вставить невозможно. На всякий случай...)

Quinto. Кстати, о языке. Озвучка всех персонажей хороша, а некоторых… ладно, другого слова не найти - просто божественна. Более-менее подобное мы встречали разве что в SWTOR. Учтены национальные особенности: хаджиты - пересмотрите ролики выше - говорят с иранским/арабским акцентом (хотя, если вспомнить некоторых официально русских персонажей Fallout 4, иногда чудится и акцент родных осин); босмеры - с откровенно шотландским и, самую малость, ирландским; ну а норды, само собой, со скандинавским. Что-то писали на зарубежных форумах о легком французском акценте у бретонцев, но я, признаться, такового не уловила. А на озвучку многих знаковых персонажей пригласили известных актеров; сам Молаг-Бал, например, говорит голосом самого Макольма Макдауэлла.
Вот тут подробнее про прочих актеров и заговоривших благодаря им персонажей.


Но это все лишь звук, поговорим о самом важном – о языке как о тексте.
SWTOR была первой игрой, которая нас поразила многообразием даже не акцентов персонажей, а их лексикой, подобранной в соответствии с происхождением, биографией и родом деятельности. Иначе говоря – речевой стилизацией. Вероятно, не в последнюю очередь поэтому мы относились к SWTOR не только как к онлайн-игре, а в какой мере как к художественному произведению (по крайней мере, до последних на тот момент обновлений).

TESO в этом отношении не отстает, а быть может, даже и обгоняет. Последнее, скорее, так и есть - в силу того простого факта, что в сюжете Star Wars все персонажи, вне зависимости от своей расы и места рождения, принадлежат к одной, в общем-то, единой галактической культуре, путь и вобравшей в себя осколки миллионов культур, давным-давно поглощенных или уничтоженных. Империя же в Тамриэле в подобном вопросе, на мой взгляд, подобна Древнему Риму, то есть более толерантна.

Помимо прочего, диалоги в TESO куда более благорасположены к игроку, владеющему английским не на уровне начитанного выпускника филологического факультета Гарварда. В SWTOR, например, между блоками речи персонажей нет никаких пауз; даже на обдумывание ответа дается весьма ограниченное время – истинное мучение для не владеющих уровнем, но твердых в своих намереньях пользователей, пытающихся и за беседой следить, и непонятные слова-конструкции выписывать. В TESO же с этим проще: все как в Skyrim - сколько угодно думайте, перечитывайте, справляйтесь в онлайн-словаре. Поверьте мне: если не лучшего, то, безусловно, более занимательного способа доучить ваш аглицкий до совершенства вы вряд ли найдете.

Разумеется, та же история и с найденными книгами - никто вас не подгоняет. Но тут – в случае подземелий или небезопасной местности – будьте осторожны: враги, подвергнутые карам за то, что мешали вам читать (в реале и транспорте бы такие возможности…), неизбежно перерождаются; и не все это делают через одно и тоже время. В общем, как говорил некий президент из Fallout 3: «Свобода – это постоянная бдительность!»

Авторское отступление. Вероятно, кто-то уже подумал (пусть и не рискнул это озвучить, памятуя о необидчивом нраве Рамины и всей кротости её), что мышка откровенно козыряет своим знанием языков. А возможно, даже проявляет, страшно сказать, надменность и снобизм. Так вот вам, благовоспитанно думающие про себя, мышкин каминг-аут – вы полагаете, я с первых минут в том же TESO ни разу в словарь не заглядывала? И даже матушку с половинкой о хитрых конструкциях не спрашивала? А вот перхлорат вашу валентность – еще как. Это вам не та ерунда, что мышь обычно переводит для заработка. И не известная вроде как поклонница Шекспира с ее plain text. Нет, ну порой встречаются персонажи и со словарем достаточно простым, и без непривычных формулировок. А нередко и… скажем, Диккенс, пополам с Голсуорси и Йейтсом. А члены воровской Гильдии и Гильдии убивцев? У них иногда такие высказывания…
Поверьте – первые дни в TESO и мне было непросто. (А диалоги лорда Вивека я тогда вообще читала со скоростью сонной слоновой черепахи, то обмирая от восхищения, то отчаянно ругаясь на то, что приходится искать в словаре чуть ли не каждое… в общем, часто приходилось уточнять.)
Кстати, тут как-то один персонаж высказался краткой, но прямой цитатой из того же Шекспира, писавшего, между прочим, на разговорной ранней форме современного английского и являвшемся тем еще поклонником новояза… Думаете, я ее целых пять минут не искала?
Но сейчас, спустя примерно восемь месяцев, я смотрю в словарь ГОРАЗДО реже. Но не обещаю вам, что перестану в TESO пользоваться им совсем – беседкины писатели всегда найдут чем удивить. Так что не волнуйтесь, все мы учимся всю жизнь. Как минимум.


Истины ради уточню: с недавних пор русская локализация в TESO есть – разработчики даже сняли краткое видео с благодарностью русскоязычной части игроков за добровольные усилия. Но сама я ее не смотрела. Половинка одним глазом и по диагонали глянула, и отметила, что, как ни странно, переведен не только интерфейс, но даже диалоги и книги. Насколько хорош перевод – вопрос отдельный и в этот рассказ не входит. В любом случае, решать вам.

Quinto, ordinem 2. Тема языка квестов и персонажей не будет полной без рассказа о наречиях народов Тамриэля. В том же Morrowind двемерские или даэдрические надписи были сделаны на английском, но, соотвественно, шрифтом двемеров и Даэдра. В Skyrim нам выдали алфавит и небольшой словарик драконьего языка; и надписи на нем в игре уже были настоящими.
В TESO разработчики не только сохранили курс, но и, что называется, углубили фарватер. Вам встретятся надписи на языке (и алфавитом) хаджитов, альтмеров, айлейдов, двемеров и драконов – это те случаи, c которыми мы с половинкой сталкивались лично. На учебники и достойного объема словари, Bethesda, правда, пожадничала, посему переводить придется либо справляясь в игровой википедии (там обычно много информации по квестам и местам, где происходит действо), либо – в случае знания игроком близких текстов из прежних игр серии – используя принцип Розеттского камня.

Возвращаясь к вопросу стилизации – последняя, особенно в случае нечеловеческих народов (а по сути, во всех) осуществляется в игре словечками из их родных языков (чаще всего контекстно понятными, а иногда о них можно и расспросить), а также характерными оборотами. Например, хаджиты и аргониане никогда не говорят о себе в первом лице (и на то есть религиозно-культурные причины). Кроме того, ящеры – в силу биологических особенностей не владеющие мимикой (и, не в последнюю очередь смирившись с нелюбознательностью, небрежением и ненаблюдательностью людей), очень часто свои эмоции озвучивают, например: «Я поднимаю гребень озадаченного недоверия». Тут, возможно, Bethesda идею позаимствовала (например, у Mass Effect, в которой представители расы элкоров общается меж собой посредством феромонов и малозаметными для глаз прочих рас движениями), потому что в предыдущих играх таких привычек у аргониан не наблюдалось.

Добавилось в TESO и множество специфических оборотов, отражающих биологию народа и образ жизни; у тех же аргониан – «Ты умеешь плыть против течения!» (похвала противостоянию трудностям) или «Теперь наши воды чисты» (например, после прояснения загадки; или – устранения предателя в рядах).

Ну а по речам и поведению лесных эльфов легко догадаться о невероятно бережном отношении босмеров ко всему растущему, даже не ведая о Зеленом Пакте. Как и о их крайне простом взгляде на посмертный (как правило =)) каннибализм. О том, насколько для разумных котиков важны Джоуд и Джоун, луны Нирна, вы тоже поймете с первых слов (если, конечно, они будут не о лунном сахаре=)).

Продолжение следует. Да, с «не очень большим текстом» я ошиблась.
Далее в программе:
- Вампиризм и оборотничество – для каждого!
- Гильдейский вопрос ребром
- Тамриэлятам о зверятах
- Альфа и омега мебелировки
- TESO – игра для бескорыстных
- Обстановка на серверах
- Недостатки игры и то, что можно счесть таковыми
- И, наконец, об аргонианской деве


@темы: Игры, в которые играют мышки, TES Online

Комментарии
13.07.2020 в 13:49

Добрейшей души ДК (с)
Здорово! Я тоже эту игру пробовала
13.07.2020 в 16:53

Рамина, Королева Полевых Мышей
Дариона, и как вам непосредственно?
13.07.2020 в 19:33

Добрейшей души ДК (с)
Ramine, Reine des souris, занятно. Квесты интересные. Крафт и торговля... гм. В общем, сложно в этой игре быть хомяком =)
13.07.2020 в 19:40

Рамина, Королева Полевых Мышей
Дариона, да... со складами там не раздолье. Особенно после бесконечно-резиновых хранилищ в EVE Online на каждой станции. Но об этом я предупрежу во второй части.

Впрочем, если оплачивать подписку, то доступен склад, куда автоматически помещаются все ресурсы - он-то как раз бесконечный.
13.07.2020 в 19:55

Добрейшей души ДК (с)