Рамина, Королева Полевых Мышей
Уважаемые Постоянные читатели и Иногда Втихую Заглядывающие! Вы все еще не верите, что литературные персонажи вполне реальны, и порой, сходят со страниц? Правда, не всегда "медленно и чинно", и не обязательно с достойными целями.
Вы помните, я рассказывала вам о замечательной сказке Екатерины Борисовой "Счастливый конец"?
Есть там такой эпизод, где сомнительная тетушка главной героини выступает в роли литературной критикессы:
Освежить в памяти...
Вспомнили? И представьте, читаю я сегодня вот эту статью (мои благодарствия Константин Редигер) о реформировании школьного курса литературы. И что вижу?
"...неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания <..>.
Общественник приводит пример, как учителя будут противопоставлять правильное и неправильное поведение героев, согласно методичкам:
— Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти."
По-моему, Тетушка давно живет у нас. Под прикрытием.
Вы помните, я рассказывала вам о замечательной сказке Екатерины Борисовой "Счастливый конец"?
Есть там такой эпизод, где сомнительная тетушка главной героини выступает в роли литературной критикессы:
Освежить в памяти...
Вспомнили? И представьте, читаю я сегодня вот эту статью (мои благодарствия Константин Редигер) о реформировании школьного курса литературы. И что вижу?
"...неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания <..>.
Общественник приводит пример, как учителя будут противопоставлять правильное и неправильное поведение героев, согласно методичкам:
— Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти."
По-моему, Тетушка давно живет у нас. Под прикрытием.
...А с другой стороны, подумай: если из программы исключат столько хороших писателей, то оно и к лучшему. Мы тут на семейном совете подавляющим большинством (всеми тремя голосами) решили: не секрет, что литературу у нас преподают так, что средний ученик получает к ней твердое отвращение. А так что имеем? "- Анна-Ванна, наш отряд хочет
видеть поросятспросить, а вот, говорят, есть такой "Мастер и Воланд", а чего не проходим? - Потому что это вам рано/вредно/вообще нельзя!".Все. Волшебное слово произнесено. "Вам это рано-вредно". Ученик идет в интернет, и... И сам прочтет, сам сделает выводы о "душеполезности".
...А кому литература не нужна, тот и так ее счастливо на уроках просыпал.
А насчет "грустно", опять таки, есть и положительное. При тоталитаризме качество литературы всегда растет. Когда за написанное - костер, то пишешь не для "позитива" и заработка, а так, чтоб было не жалко потом на этот костер взойти.
Шано, применяйте метод внутренней эмиграции. Мир - сам по себе, вы - сам по себе.
ППКС
Но такой метод, помимо того, что требует и времени и сил, еще и исключает запрет глупый, запрет ради запрета. Ни один взрослый - особенно, если он искренне верит в необходимость и обязательность честности с ребенком - не сможет внятно и правдиво объяснить, отчего Булгаков безусловно вреден, Катерина безусловно отрицательна, а Татьяна безусловно же образец для подражания. В лучше случае, такой родитель-взрослый сможет поделиться своим мнением. Но исключить то, что у ребенка возникнет мнение свое (при полном уважении мнение своего взрослого собеседника; он же ему доверят, верит.. в нашем примере.) невозможно. Как и невозможно гарантировать, что ребенок, спросив о некой, лишь слышанной где-то книге, никогда ее сам не откроет - неаргументированный навязанный запрет в этих, правильных, пусть и редких, отношениях между ребенком и взрослым невозможен. и исключен .
В случае же традиционных
ценностейотношений между взрослыми и детьми, все проще. Ребенок привык, что ему врут. Что "аргументируют" запреты всякими "потомучто!" и "Ясказала!". Или "каксотцомговоришь!". Он привык полагать и верить, что все запреты ложны, и нарушать их опасно лишь тем, кто попадается. Он выслушает (допустим) очередное "нельзя" - на этот раз о книгах, и мысленно добавит к списку обязательных нарушений еще один пункт. Ну, будут подростки на чердаках и в подвале не только курить, выпивать и любить друг друга, но еще и читать Набокова. Например. Или Булгакова (Островского, все-таки, вряд ли)) Хотя... )Шано, Но мир и во внутреннюю эмиграцию ухитряется достучаться.
Это говорит, в первую очередь, о недостаточном владении методом, а не о его, методе, несовершенстве)
dragonseul,
Булгакова, допустим, я сам бы передвинул куда-нибудь во внеклассное чтение по желанию, но "Грозу", Некрасова, Салтыкова-Щедрина... Они лучше расписаться в своём идиотизме и не могли...
Они - это чиновники?
Ну, Щедрин не первому поколению чиновников доставляет неприятные ощущения, ему не привыкать)). Вот не пойму, за что Некрасова? Он же такой народно-народный, от сохи. Вроде бы именно сейчас востребован...
Кстати, я не права насчет того, что Островского не будут читать по подвалам. Будут. Для любого подростка, которого воспитывают традиционно, "Гроза" актуальна, вельми и понеже. Удивляюсь, как она еще не стала настольной книгой emo kids.
Перископ никто не отменял. Как и шноркель). Главное, чтобы от них на эсминцах волну не заметили)
вдруг снаружи нечаянно что-то хорошее образовалось)))
Ваш оптимизм заставил меня устыдиться).
Ribbons Allmark, а "Кому на Руси жить хорошо"?
Que diable, не сообразила(.
Чаще под намерением оградить детей прячется завуалированное (хоть и плохо) желание воспитать инертно мыслящую массу. Думающие будут всегда, как и были всегда, но если прочих не заставлять думать, то будет вообще "тундра, стойбище, аул".
Что книги будут писать качественней — да ради Бога, но зачем же качественную классику запрещать)
современные методы слежения позволяют следить без волны) Эсминцы, правда, тоже на месте не стоят, и технологии совершенствуют, но это не так важно - я слишком мелкая цель для эсминца.
А оптимизм - это всегда лучше пессимизма. Когда, вопреки оптимистическим прогнозам о Великом Песце (будет еще хуже!) хуже не становится, а все остается по прежнему, это воспринимается как прогресс и светлое будущее)
Тогда - не попадитесь тральщикам) А то примут за мину. Особо крупную)
хуже не становится, а все остается по прежнему, это воспринимается как прогресс и светлое будущее)
Как ехидничал Вольтер, все движется к лучшему, в этом лучшем из миров!)
Master Soong, да и раньше читали отнюдь не все. Как уже было сказано, преподавание литературы от нее же отвращает. Поглядим, что получится.
Чаще под намерением оградить детей прячется завуалированное (хоть и плохо) желание воспитать инертно мыслящую массу.
С одной стороны да - ими легче править. С другой стороны - а где брать специалистов, ученых? Тут грань нужна...
Что книги будут писать качественней — да ради Бога, но зачем же качественную классику запрещать)
В этой стране без перегибов никак)
Ribbons Allmark, Хорошо бы внешняя, но Филанея у меня пока только внутренняя есть...
Мне бы тоже вулканский шаттл. Или минбарский. Согласна на кардассианский - если на нем будет Гарек)).
Согласен. И все же позволю себе сказать нечто из собственного опыта: я бы "Хоббита" даже не взялся читать, если бы его нам не задали. Я бы и знать не хотел, что такое есть "Мастер и Маргарита", "Война и мир", "Тихий Дон", и список можно было бы продолжить, поскольку я был из породы как раз таких ленивых чурбанчиков, к тому же упрямых. Надо ли говорить, что мозг у меня более-менее "отрос"
С другой стороны - а где брать специалистов, ученых?
Как показывают современные реалии, они стране и не нужны. Стране нужны рабочие специальности. На это и заточка образования.
В этой стране без перегибов никак)
Эта страна вообще парадоксальна.
— Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум,знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами, — подчеркивает он.
То есть, они хотят сперва учить детей евангельским текстам? Ещё до ревизора?
Мимими.
Не спорю, так бывает. Но у всех по-разному. Кому-то, наоборот, такой подход поможет. Опять-таки, поглядим.
Надо ли говорить, что мозг у меня более-менее "отрос"
Не надо) О много говорит выбор персонажа. Доктор Сунг мной очень уважаем.
Стране нужны рабочие специальности. На это и заточка образования.
Это да. Все хотят в вузы, а на заводы никто. А иммигранты, хоть и приобретают опыт на станках, но не остаются...
Dana Eilian, спасибо за пост и ссылку. Оооочень интересно.
Это Редигеру спасибо)
То есть, они хотят сперва учить детей евангельским текстам? Ещё до ревизора?
Мне другое интересно. То, что Гоголь был религиозен избыточно, даже по меркам своего времени, не секрет, но... Хлестаков - Антихрист?!))))
Много чести.
К каждому ребенку нужен свой подход. Что одному полезно, то другому никак. Но профессия учителя слишком утомительна и часто неблагодарна, чтобы подходить к вопросу обстоятельно, а некоторые и сами исповедуют уравниловку. Вот и хм...
Все хотят в вузы, а на заводы никто.
Потому что работа тяжелая, а зарплата невысокая
да и ленив русский человек. Были бы условия лучше — ситуация пошла бы в гору.Согласна.
Ramine, Reine des souris, мдя, мне тоже новое "правильное" понимание всего как отражения библейских текстов кажется несколько... хммм... интересным.