Рамина, Королева Полевых Мышей
Навеяно дискуссией с [L]Sioren[/L]
Вначале - цитаты из старой доброй советской фантастики:
"Локаторы корабля обнаружили в поясе астероидов, окольцовывающих Сириус, загадочное образование. Это был геометрически правильный шар небольших размеров. Форма небесного тела, несомненно, свидетельствовала в пользу его искусственного происхождения.
<...> На Земле тело исследовали. Шар оказался полым – еще один аргумент в пользу его искусственного происхождения. Но главным в этом смысле доводом оказался предмет, обнаруженный внутри. Это был плоский тяжелый прямоугольник, похожий на блокнот. Предмет, как выяснилось, и впрямь состоял из листков. Правда, отдельные страницы, сделанные из неизвестного вещества, слиплись, вероятнее всего от высокой температуры, и физикам Земли стоило большого труда разделить их.
Работа ученых окупилась: страницы оказались испещренными неведомыми письменами.
Машинная расшифровка текста длилась несколько лет и увенчалась успехом. Многие понятия в тексте, правда, оставались неясными. Их перевели предположительно, заменив по смыслу на похожие земные понятия. Например, русло, по которому течет метан, заменено было в переводе словом «река», а сам метан – термином «вода», ибо на планете Тегла, где разыгрывались события, описанные в расшифрованном тексте, роль воды, по-видимому, выполнял метан.
Точно так же разумные существа, которые там действуют, названы в переводе «людьми»; большая совокупность туземных особей, живущих единой общиной, определена словом «республика», а глава республики «президентом».
Список этот можно продолжить, но основной принцип, которым руководствовались переводчики-дешифраторы, и без того, думается, ясен."
"От переводчика.
В подзаголовке написано “по мотивам”. Я взял на себя смелость первую для земного читателя йийитскую книгу дать в собственном переложении. Для литературы это непривычно, в кино же случается сплошь и рядом. “Борьба миров” по мотивам Уэллса, но перенесённая в Америку середины XX века. “Идиот” по Достоевскому, но герои — японцы и действие в послевоенной Японии. Я сам насторожённо относился к этим вольностям “по мотивам”, даже возмущался искажением классиков, обижался за них. И за книгу Гэя я взялся с искренним желанием скрупулёзно донести до людей все оттенки смысла, каждому слову найти точнейший эквивалент. И вот что начало получаться:
“— Йийиты, хаффат!
Мы лежали в пахучей грязи, постепенно зеленея, когда я ощутил в пятках знакомое дрожание.
— Неужели Рэй? — дрогнул я.
Да, это был Рэй, весь серый и красно-сетчатый.
— Йийиты, — воскликнул он, — хаффат!”
Вы поняли что-нибудь?
Конечно, можно все это пояснить примечаниями. Сообщить, что дело происходит на планете Йийит, жители её йийиты, слово употребляется в значении “люди”, а также “друзья”, хаффат — маленькое животное, самка которого имеет обыкновение после свадьбы съедать мужа, подобно нашим паучихам. В переносном смысле — измена, предательство, но не просто измена, а самая подлая, измена под личиной нежнейшей любви. Почему йийиты лежали в грязи? Потому что атмосфера на их планете разреженная, воздухом они не дышат, а кислород получают из воды, обычно из болотной, богатой перегноем и азотнокислыми солями (пахучая грязь). Для отдыха укладываются в ил, чтобы запасти себе кислород и соли на несколько часов, накапливают их в горбу на спине. При этом кровь у них зеленеет; она вообще зелёная, поскольку в гемоглобине у йийитов не железо, а магний, как у наших растений. Посвежевший йийит зеленеет, усталый — сереет, и сквозь кожу у него начинает просвечивать красноватая сеточка сосудов. Надо пояснить ещё “знакомое дрожание”. Тут опять виноват разреженный воздух. Звук он проводит плохо, поэтому у йийитов на голове нет ушей, орган слуха у них на пятках. Впрочем, и у нас следопыты ложатся на землю, чтобы уловить дальний топот. Чтобы слышать лучше, йийиты прижимают подошву к твёрдому грунту. В концертных залах разуваются и вставляют ноги в особые металлические галоши, обычно медные, в кабинетах же у них ради тишины мягкие пробковые ковры. Естественно, йийиты хорошо различают походку, слышат походку (“ощутил… знакомое дрожание”) и сами разговаривают, прижимая пальцы к земле (“дрогнул я”).
Видите, что получилось: целая страница примечаний к шести строкам. Но это ещё не беда. В первой главе всегда много примечаний. Дальше читатель входит в материал, новое, незнакомое встречается все реже. Беда в восприятии. Не так уж неразумен был японский режиссёр, перенося в Японию сюжет Достоевского. Возможно, он опасался, что антураж чуждой эпохи и страны, старинная мебель, дворцы с колоннами, бороды, эполеты, аксельбанты, рысаки будут мешать японскому зрителю. Вместо фильма о душах человеческих получится изображение экзотического русского быта. Вот я и усомнился: не помешает ли вам следить за сутью повествования зелёная кровь и пахучая грязь. Не будет ли смешно и противно, когда эти зеленокровные с ушами на пятках начнут страдать и любить, как люди. Не лучше ли сменить декорации и написать “по мотивам”, как будто бы о людях, как будто бы о Земле.
Конечно, на самом деле ничего подобного быть на Земле не может. У нас совершенно иная история науки, принципиально иная. Но в личных отношениях какое-то сходство есть, и я не буду искажать суть дела, называя дружбу йийитов дружбой, любовь любовью.
При желании, если это не мешает вам, можете представлять себе мысленно сухоногих, зеленоватых, с подрагивающими ступнями и солевым горбом на спине. Если не мешает.
Итак..."
Теперь слово мышки "по поводу".
Ксенофилы среди нас есть, и мышь знает, что их больше одного). Есть они и среди взыскующих трудов литературных. Кто-то увидел во сне - или наяву - немыслимую, непредставимую нечеловеческую расу. Другой просто задумался - а как будет выглядеть цивилизация разумных...(подставить нужную аналогию с известными видами). А еще и сюжет возник...
Разумеется, мы говорим о правильных писателях, которые подходят к делу со всей серьезностью и трудолюбием - тщательно выверяют и логикой, и здравым смыслом свои ксено-разработки, не допуская сочетания, пусть и на первых взгляд занятных, но взаимно противоречивых фактов, биологических или культурных. И раса их, вид ее породивший, и цивилизация, ими созданная, будет хоть причудлива, но веристична. Прочтешь о ней - и не просто поверишь в нее; будешь знать, что она определенно где-то есть. "Ведь такое невозможно придумать!" - многие из писателей хотели бы это услышать...
Но тут и зарыто несчастное четвероногое. За увлекательной экзотикой, как предупреждают нас искушенные в жанре старые писатели, читатель может не увидеть чего-то большего. Того, что вы хотели сказать. Ваших мыслей. Идей. Вашего посыла. Ведь вы же писатель русскоязычный, а отечественная литература на том и стоит, что хоть чему-то но учит; хоть в малом, но заставляет задуматься - если она, конечно, литература, а не коммерческий словопомол)).
"Не подумайте дурное, сэр Джихар", мышь совсем не голосует против экзотики, в НФ или в фэнтези.Уж кто был бы против, так не я) Расы всякие нужны, расы всякие важны. Больше цивилизаций, всяких и экзотических. И да перемрут ксенофобы, как говорил Жванецкий, от бессилия своего бесстрашия.
Просто помните предупреждения старых мастеров. А так - труд и преданность своему делу помогут вам.
Вначале - цитаты из старой доброй советской фантастики:
"Локаторы корабля обнаружили в поясе астероидов, окольцовывающих Сириус, загадочное образование. Это был геометрически правильный шар небольших размеров. Форма небесного тела, несомненно, свидетельствовала в пользу его искусственного происхождения.
<...> На Земле тело исследовали. Шар оказался полым – еще один аргумент в пользу его искусственного происхождения. Но главным в этом смысле доводом оказался предмет, обнаруженный внутри. Это был плоский тяжелый прямоугольник, похожий на блокнот. Предмет, как выяснилось, и впрямь состоял из листков. Правда, отдельные страницы, сделанные из неизвестного вещества, слиплись, вероятнее всего от высокой температуры, и физикам Земли стоило большого труда разделить их.
Работа ученых окупилась: страницы оказались испещренными неведомыми письменами.
Машинная расшифровка текста длилась несколько лет и увенчалась успехом. Многие понятия в тексте, правда, оставались неясными. Их перевели предположительно, заменив по смыслу на похожие земные понятия. Например, русло, по которому течет метан, заменено было в переводе словом «река», а сам метан – термином «вода», ибо на планете Тегла, где разыгрывались события, описанные в расшифрованном тексте, роль воды, по-видимому, выполнял метан.
Точно так же разумные существа, которые там действуют, названы в переводе «людьми»; большая совокупность туземных особей, живущих единой общиной, определена словом «республика», а глава республики «президентом».
Список этот можно продолжить, но основной принцип, которым руководствовались переводчики-дешифраторы, и без того, думается, ясен."
(Михановский В.Н, "Беглецы")
"От переводчика.
В подзаголовке написано “по мотивам”. Я взял на себя смелость первую для земного читателя йийитскую книгу дать в собственном переложении. Для литературы это непривычно, в кино же случается сплошь и рядом. “Борьба миров” по мотивам Уэллса, но перенесённая в Америку середины XX века. “Идиот” по Достоевскому, но герои — японцы и действие в послевоенной Японии. Я сам насторожённо относился к этим вольностям “по мотивам”, даже возмущался искажением классиков, обижался за них. И за книгу Гэя я взялся с искренним желанием скрупулёзно донести до людей все оттенки смысла, каждому слову найти точнейший эквивалент. И вот что начало получаться:
“— Йийиты, хаффат!
Мы лежали в пахучей грязи, постепенно зеленея, когда я ощутил в пятках знакомое дрожание.
— Неужели Рэй? — дрогнул я.
Да, это был Рэй, весь серый и красно-сетчатый.
— Йийиты, — воскликнул он, — хаффат!”
Вы поняли что-нибудь?
Конечно, можно все это пояснить примечаниями. Сообщить, что дело происходит на планете Йийит, жители её йийиты, слово употребляется в значении “люди”, а также “друзья”, хаффат — маленькое животное, самка которого имеет обыкновение после свадьбы съедать мужа, подобно нашим паучихам. В переносном смысле — измена, предательство, но не просто измена, а самая подлая, измена под личиной нежнейшей любви. Почему йийиты лежали в грязи? Потому что атмосфера на их планете разреженная, воздухом они не дышат, а кислород получают из воды, обычно из болотной, богатой перегноем и азотнокислыми солями (пахучая грязь). Для отдыха укладываются в ил, чтобы запасти себе кислород и соли на несколько часов, накапливают их в горбу на спине. При этом кровь у них зеленеет; она вообще зелёная, поскольку в гемоглобине у йийитов не железо, а магний, как у наших растений. Посвежевший йийит зеленеет, усталый — сереет, и сквозь кожу у него начинает просвечивать красноватая сеточка сосудов. Надо пояснить ещё “знакомое дрожание”. Тут опять виноват разреженный воздух. Звук он проводит плохо, поэтому у йийитов на голове нет ушей, орган слуха у них на пятках. Впрочем, и у нас следопыты ложатся на землю, чтобы уловить дальний топот. Чтобы слышать лучше, йийиты прижимают подошву к твёрдому грунту. В концертных залах разуваются и вставляют ноги в особые металлические галоши, обычно медные, в кабинетах же у них ради тишины мягкие пробковые ковры. Естественно, йийиты хорошо различают походку, слышат походку (“ощутил… знакомое дрожание”) и сами разговаривают, прижимая пальцы к земле (“дрогнул я”).
Видите, что получилось: целая страница примечаний к шести строкам. Но это ещё не беда. В первой главе всегда много примечаний. Дальше читатель входит в материал, новое, незнакомое встречается все реже. Беда в восприятии. Не так уж неразумен был японский режиссёр, перенося в Японию сюжет Достоевского. Возможно, он опасался, что антураж чуждой эпохи и страны, старинная мебель, дворцы с колоннами, бороды, эполеты, аксельбанты, рысаки будут мешать японскому зрителю. Вместо фильма о душах человеческих получится изображение экзотического русского быта. Вот я и усомнился: не помешает ли вам следить за сутью повествования зелёная кровь и пахучая грязь. Не будет ли смешно и противно, когда эти зеленокровные с ушами на пятках начнут страдать и любить, как люди. Не лучше ли сменить декорации и написать “по мотивам”, как будто бы о людях, как будто бы о Земле.
Конечно, на самом деле ничего подобного быть на Земле не может. У нас совершенно иная история науки, принципиально иная. Но в личных отношениях какое-то сходство есть, и я не буду искажать суть дела, называя дружбу йийитов дружбой, любовь любовью.
При желании, если это не мешает вам, можете представлять себе мысленно сухоногих, зеленоватых, с подрагивающими ступнями и солевым горбом на спине. Если не мешает.
Итак..."
( Гуревич Г., "Только обгон")
Теперь слово мышки "по поводу".
Ксенофилы среди нас есть, и мышь знает, что их больше одного). Есть они и среди взыскующих трудов литературных. Кто-то увидел во сне - или наяву - немыслимую, непредставимую нечеловеческую расу. Другой просто задумался - а как будет выглядеть цивилизация разумных...(подставить нужную аналогию с известными видами). А еще и сюжет возник...
Разумеется, мы говорим о правильных писателях, которые подходят к делу со всей серьезностью и трудолюбием - тщательно выверяют и логикой, и здравым смыслом свои ксено-разработки, не допуская сочетания, пусть и на первых взгляд занятных, но взаимно противоречивых фактов, биологических или культурных. И раса их, вид ее породивший, и цивилизация, ими созданная, будет хоть причудлива, но веристична. Прочтешь о ней - и не просто поверишь в нее; будешь знать, что она определенно где-то есть. "Ведь такое невозможно придумать!" - многие из писателей хотели бы это услышать...
Но тут и зарыто несчастное четвероногое. За увлекательной экзотикой, как предупреждают нас искушенные в жанре старые писатели, читатель может не увидеть чего-то большего. Того, что вы хотели сказать. Ваших мыслей. Идей. Вашего посыла. Ведь вы же писатель русскоязычный, а отечественная литература на том и стоит, что хоть чему-то но учит; хоть в малом, но заставляет задуматься - если она, конечно, литература, а не коммерческий словопомол)).
"Не подумайте дурное, сэр Джихар", мышь совсем не голосует против экзотики, в НФ или в фэнтези.Уж кто был бы против, так не я) Расы всякие нужны, расы всякие важны. Больше цивилизаций, всяких и экзотических. И да перемрут ксенофобы, как говорил Жванецкий, от бессилия своего бесстрашия.
Просто помните предупреждения старых мастеров. А так - труд и преданность своему делу помогут вам.
Согласна =)
Что же касается остального... позволите высказать пару мыслей?
Не будет ли смешно и противно, когда эти зеленокровные с ушами на пятках начнут страдать и любить, как люди. Мне - нет. Страдать и любить как люди могут и кошки, и собаки, и многие другие существа. Пусть не как взрослые - для этого разумности у них... ну, не буду говорить "не хватает", есть многое на свете, друг Горацио... но, всё-таки, если порой хватает, то это всё же исключения - но как дети - совершенно точно могут.
Больше того, мне они были бы интересны: их мир, их быт, их уклад. Сейчас, с ходу, не прочитав книгу, всё же рискну предположить, что болотами покрыта не вся поверхность их планеты... может ли быть так, что их относительно численности населения не так уж и много, что они находятся в чьем-то владении, и этот, а точнее, наверное, эти кто-то берут плату, натурально, "за воздух" - за возможность подышать? На Земле дышать легко и естественно для каждого, кто жив: "поёт как дышит", а там... какие могли быть драмы!
Или вот - уши на пятках. Рискну опять же предположить, что их танец связан с музыкой гораздо сильнее, по сути, танцор - сам себе как минимум барабанщик, а то и "человек-оркестр"...
И дальше, дальше, дальше, детали и нюансы... ведь интересно же =) А делая из "экзотов" людей, такие нюансы можно потерять...
И ещё одна штука подумалась.
Про то, что переложение и перевод - это, как говорят, кажется, в одном приморском городе, "две большие разницы".
Вот сказано было про Японию. Обычно сознание выдаёт ассоциативный ряд: катана, кимоно, бусидо, самурай, каратэ, "много других страшных слов" (с) анекдот... а вспомнилась вдруг Раткевич со своей трилогией про Кенета Деревянный Меч. Ни одного ведь "страшного слова", кроме, может быть, немного характерно (да и то, не факт) звучащих имён, а околояпонские нюансы сохранены тщательно: воины, сражающиеся без доспехов (и упоминание о том, что деревянные доспехи когда-то были, но вышли из употребления после того, как чью-то армию расстреляли горящими стрелами и разгромили несмотря на ошеломляющее численное превосходство), строжайший воинский кодекс, особый крой и цвет воинского кафтана, знатские представления о чести и связанные с ними правила (в третьей книге, "Меч без рукояти"): А все этикет, будь он неладен! Иззябшего путника надо бы накормить досыта да напоить горячим вином. Равного себе Хэйтан и накормил бы. Так ведь предложи он, простолюдин, высокородному гостю откушать запросто, чем богаты… худшего оскорбления и измыслить невозможно. Как невозможно и предугадать, что вытворит гость в ответ – снесет ли голову дерзкому оскорбителю, возомнившему о себе невесть что, или себе глотку перережет, не в силах пережить сей несмываемый позор?
Ну Япония же, ну, может, почти Япония, но она - не в "страшных словах" - их как раз перевели, а в нюансах - их оставили, и эти нюансы нисколько не мешают а, наоборот, помогают воприятию мира, добавляют в него красок
Согласна. Мне тоже не будет. Но цитату мне не хотелось резать. Гуревич, все-таки...
Да и потом - говорить, и даже верить, что, мол, "я ничего не имею против Разума в непривычном облике" - это одно. Но неудаленные и неподчиненные инстинкты есть даже у искренних ксенофилов. "Любить варка - это вы все мастера, а вот как насчет непосредственно?." Ненужное и вредное "слишком человеческое" сразу не изжить. Вот и оставила эту фразу - как напоминание, в первую очередь - себе.
Простите. если она вас задела.
А делая из "экзотов" людей, такие нюансы можно потерять...
Несомненно, потому и важно все продумывать и не торопиться. А если думать лишь о требованиях издательства и гонорарах, то лучше уж вообще не писать...
а вспомнилась вдруг Раткевич со своей трилогией про Кенета Деревянный Меч. <...> Ну Япония же, ну, может, почти Япония, но она - не в "страшных словах" - их как раз перевели, а в нюансах - их оставили, и эти нюансы нисколько не мешают а, наоборот, помогают восприятию мира, добавляют в него красок
И тут согласна! Раткевич прекрасно вышла из ситуации, о которой предупреждает пост) Я же говорю, все возможно - было бы желание, а умение наработается, а и пути решения найдутся)
Нет, понятно, что при личной встрече может быть... разное, но речь-то про книги
И - нет, меня не задело, просто захотелось немножко возразить, не переживайте =) Уж очень интересная тема, так и тянет развить.
Просто хотелось сказать, что, как мне кажется, экзотика - она не только, да и не столько в фасеточных глазах или там зелёной крови: мало ли мы сейчас (пусть и только на экранах) видим - в любой онлайн-игре - орков, эльфов, гномов, драконов, ангелов, демонов, зверолюдей... с совершенно человеческой психикой и реакциями, потому что на другом конце провода, под маской орка или крылатой феечки сидит и давит на кнопки такой же человек.
Возможного чужого, на мой взгляд, очень мало во внешности - в наш-то век графических средств и тридэ - и только чуть-чуть больше в биологии-физиологии, и то - попробуй заметь её, чуждую физиологию, если она внешне не выражена. А основная составляющая часть чужого - в том, как он себя ведёт. Вот это - не вопрос - может вогнать в ступор, думаю, почти каждого. Кошки-собаки живут рядом с нами, мы к их реакциям привыкли, а вот... например, разумные "богомолы" (пусть даже с более-менее гуманоидной внешностью), у которых самка употребляет самца после свадьбы? Не ужаснёт ли это человека? Или (эту идею нагло тырю) "улитки", вполне человеки на вид, но все условные мальчики, пока не придёт любовь, а кто станет безусловной девочкой, определяется, как и у земных моллюсков, в брачном поединке? По человеческим меркам - почти изнасилование ведь...
Я просто имела в виду, что есть вещи, которые могут вогнать в ступор куда вернее внешности. Но, грамотно описанные, они могут не оттолкнуть, а наоборот, заворожить. Если психология, те самые "любовь и страдания" будут прописаны логично и с душой
Да! И если в онлайне это нормально, то в книгах... я уже писала по этому поводу - здесь, и здесь.
Я просто имела в виду, что есть вещи, которые могут вогнать в ступор куда вернее внешности
Да.. и для этого ступора даже не надо в космос лететь. Многие обожают смаковать "ужасы" культур Востока и Африки, возмущаясь непривычным обычаям, привыкнув мереть исключительно своим аршином, не думая. что многие наши привычки и обычаи способны так же удивить, и даже возмутить тех, кто жил и рос в иных обстоятельствах, среди народов, прошедших свой собственный путь.
К сожалению, я не смогла припомнить цитат, подобных приведенным, но по теме именно экзотики культурологической. Цитат из хороших книг и настоящих авторов, конечно.
Или (эту идею нагло тырю) "улитки"
А откуда тырите-то?)
Да и не только в онлайне... Увидь мы на улице вампира с клыками, вервольфа в шерсти, инопланетянина со щупальцами, Короля-Лича с Фростморном, наконец - ведь пройдём же спокойно мимо, ну разве что, если "в теме" и не спешим никуда, "зацепимся": похвалить косплей, попросить сфотографироваться. Внешность сейчас - не вопрос, есть возможность создавать очень реалистичные подобия, и именно о подобиях все и подумают в первую очередь: внешностью сейчас можно мало кого напугать... нет, есть те, кто боится высоты, замкнутого пространства, пауков в любом виде - хоть живых, хоть плюшевых - ещё чего-нибудь, но это же исключения...
А дальше... ох, Ваше серое Величество... Я свои мысли по этому поводу не смогу сформулировать так хорошо, как это уже сделано, поэтому натырю чужие, и этого будет много. Остапа, простите,
прорвалопонеслономер раз. Нелюди
А "улитки" потырены оттуда же, у того же автора - но уже не из статей, а из произведения =)
Можно просто "Рамина") Величество я для моих подданных) Как там говорил господин Дракон? "Я сегодня по-простому, без чинов"))
Остапа, простите, прорвало понесло
Все в порядке - я не боюсь букв в количестве)
А ведь собака, чтобы далеко не ходить, отличается от человека не только тем, что бегает на четвереньках. "Примеряя" образ собаки, вспоминаем, что зрение у нас в этой роли довольно слабое, мир воспринимается через обоняние и слух.
Тут, кстати, Праттчет оказался на высоте, описывая изменения восприятия мира у констебля Ангвы в серии "Стража")
Зомби, попробуйте привести себя в порядок перед "выходом в люди" - чтобы не видно было хотя бы торчащих костей. Тролль, попытайтесь разместиться в крохотной кухоньке "хрущобы" и ничего не разбить.
А так же все прочих и в той же серии)
Точные штрихи, которые вы подметите в процессе проигрывания - самая надежная гарантия достоверности. Можно сделать достоверным фактически любой облик - но для этого нужно очень хорошо представлять себе, как пользоваться этим телом.
Истинно, истинно говорит! Вы меня этим автором уже почти заинтересовали) Уж не знаю, каков у него стиль в его художественных произведениях... но вскрытие покажет) Немного тревожит меня его манера писать бога с большой буквы, но... если хорошо пишет, придется на это закрыть глаза - читает же мышка Честертона и Льюиса?
Чтобы мир начал "жить и дышать", приходится описывать тяжело описуемые вещи - а язык должен быть легок, следовательно - количество всех утяжеляющих слов нужно уменьшить до минимума.
Занести на гранит!
Разница между этими способами в следующем: книгу, написанную по первой методе, может прочесть только фанат или мазохист, а второй вариант легко читаем, но уныл.
А вот тут он не прав! просто нынешний читатель несказанно обленился: синематограф и компьютерное моделирование убили у многих воображение. А ведь именно способ, подобный лафкрафтовскому (правда, сам он использует его не лучшим образом, но никто и не говорл, что Лафкрафт как мастер текста, был из лучших; его не за это любят
При хорошей проработанности чуждой психики "в процессе переживания" отпадает необходимость в раздражающих "лекциях", насильно впихиваемых в монологи иномирцев, и в отвратительных диалогах, где пара чужаков разжевывает друг другу то, что обоим и без того отлично известно и понятно.
Хммм.... кажется я знаю, о какой книге я расскажу в следующий раз)))
Но главным в этом смысле доводом оказался предмет, обнаруженный внутри. Это был плоский тяжелый прямоугольник, похожий на блокнот.
Зашифрованные послания от иных цивилизаций это вообще такая большая-большая моя слабость в НФ литературе. Всегда безумно увлекал сам процесс расшифровки и все, что с ним связано.)
Например, русло, по которому течет метан, заменено было в переводе словом «река», а сам метан – термином «вода», ибо на планете Тегла, где разыгрывались события, описанные в расшифрованном тексте, роль воды, по-видимому, выполнял метан.
Да это же ни дать ни взятьТитан!))
И сейчас расскажу об одной идее, чрезвычайно меня занимающей. Жизнь на планете, вообще не имеющей твердой поверхности. На мой взгляд, достаточно экзотично и привлекательно. Никакой тебе суши, континентов и океанов— только свободное планирование в какой-нибудь, скажем, азотно-метановой атмосфере. И интересные существа могли бы в таких условиях сформироваться:возможно, больше всего похожие на огромного размера медуз. Вот как в том видео, которое я давала в комментариях к прошлой записи. А города вполне могли бы быть такими огромными "плавучими" островами. И так далее. Да много чего еще можно придумать, лишь бы фантазии хватило. Оригинальные и яркие детали подробности здорово разнообразят описание и делают существ-героев живыми и осязаемыми. Главное, чтобы факты, как верно было замечено, ни в коем случае не противоречили один другому.
Я просто имела в виду, что есть вещи, которые могут вогнать в ступор куда вернее внешности.
Именно! И за примерами даже не надо ходить никуда далеко за пределы родной планеты. Многие особенности поведения и экологических взаимоотношений между живыми организмами потрясают намного сильнее:каннибализм, самые разнообразные формы паразитизма, симбиозы, при которых организму может быть присуща комбинация особенностей строения и физиологии, являющихся почти не сочетаемыми. Хорошо помню, как в подростковом возрасте меня всегда особенно пугали чужие-паразиты.
Не во всех версиях... Все-таки вера в них как в именно бродячих негниющих покойников - это уж слишком простонародно.
На этом стыке и появляются амбивалентные культы Гекаты, Ламии, Кали, Сета и Изиды.
Я бы на его месте, все-же, не смешивала всех этих древних богов в одну кучку. Даже Геката и Кали, мне кажется, довольно различны по атрибутам и по сфере ответственности, а уж Кали и Исида...
Кстати, не помню, что был оформившийся культ Ламии. Надо проверить....
Начав считать смерть безоговорочным злом, человек принялся опосредованно культивировать в себе трусость и подлость. Все эти "выжить любой ценой" и "лучше быть час трусом, чем вечно трупом" - в конечном счете продукт современного, подкормленного масс-медиа ужаса перед смертью.
Не добавить, не убавить.
Одомашнивание вампира - следующий этап.
Он заставил меня поверить, что конец света - не за горами...)))
Хуже, когда герой - никакой. Он - существо без поступков, без черт характера, без принципов. Глянцевая картинка на картоне. Вот вам, господа - вампир никакой. И книга никакая.
Sic!
Sioren, спасибо вам огромное за цитаты. Почитаю полностью обязательно.
А "улитки" потырены оттуда же, у того же автора - но уже не из статей, а из произведения =)
Ага.
Конечно! можно даже не спрашивать)
Зашифрованные послания от иных цивилизаций это вообще такая большая-большая моя слабость в НФ литературе. Всегда безумно увлекал сам процесс расшифровки и все, что с ним связано.)
Да-да))) У меня все началось в детстве, с книжки, что присоветовала матушка.. "Перевод записи с чужепланетного спутника Земли "Черный Принц" сделан с языка фаэтов, живших на Фаэне миллион лет назад. "
Да это же ни дать ни взятьТитан!)) Ага! я сразу вспомнила то видео, что ты нам показала!
И сейчас расскажу об одной идее, чрезвычайно меня занимающей. Жизнь на планете, вообще не имеющей твердой поверхности.
К сожалению, редко описывалось(...
А японского "Идиота" я краем глаза видела, и согласна, что правильно не стали создатели гнаться за воссозданием русского антуража.) Ну так..
Всё же, мне кажется, создавать свою иллюзию проще самому, а текст всё же должен давать хотя бы направление, куда мыслить, пусть даже примерное, иначе можно и вовсе закрыть книжку и отпустить фантазию в свободный полёт
Нет, в описании всякого там глубинного ужаса и ползучего хаоса неопределенность нормальна: оно и должно быть непредставимым, своим собственным кошмаром для каждого.
Но вот реальность... если в неземном лесу на героя выползет невероятное существо и заговорит нечеловеческим голосом, то как-то это... не совсем точно. Эпитеты-отрицания (назовём их так), на мой скромный взгляд, напоминают туман: ползущие по улицам белёсые лохмотья могут нагнать страху, долина, словно бы залитая молоком, может выглядеть романтично, но если дальше вытянутой руки ничего не видно, то фантазия, конечно, работает на полную, но... а где мир-то?
По-моему, там как раз направление и дается. Но - о вкусах не спорят) Все-таки Лафкрафт не тот случай, чтобы ломать копья)
Но вот реальность... если в неземном лесу на героя выползет невероятное существо и заговорит нечеловеческим голосом, то как-то это... не совсем точно.
Согласна, умеренность должна быть во всем, в том числе - в неопределенности)
Я бы на его месте, все-же, не смешивала всех этих древних богов в одну кучку
Тут, мне кажется, не "кучка", точнее, "кучка", но намеренная: вот, мол, сколько разных сущностей попадают под один и тот же параметр, поэтому давайте уточнять
И сейчас расскажу об одной идее, чрезвычайно меня занимающей. Жизнь на планете, вообще не имеющей твердой поверхности.
Да, я тоже про ролик "Бездны" подумала =) И про разные другие океаны)
Возможно...
Дело не только в этом, а, как мне кажется, ещё и в том, что для мистики и непонятных кошмаров (ну на то они и непонятные, что о них мало известно, и описания нет или почти нет) неопределённость подходит куда как лучше и годится в больших дозах, чем для обычной, пусть даже чужой, жизни. культуры, ежедневного быта...
вера в них как в именно бродячих негниющих покойников - это уж слишком простонародно
Необязательно покойники: духи смерти, проводники душ, ещё что-нибудь... но в подавляющем большинстве источников - тех, по крайней мере. где есть мистика, а не объяснение через какой-то вирус или особенности физиологии - вампиры так или иначе мистически связаны со смертью
Вот с этим не могу не согласиться!
Это да. Но просто банальный покойник, который при жизни плохо себя вел и вкушал мясо в постные дни - явное упрощение и бедность воображения)
всяк метод хорош для всякой ситуации - вопрос в мастерстве использования.
Вот с этим не могу не согласиться!
Неужто есть и такие? =) Как-то даже не верится: они же ведь скучные.
Другое дело, если "плохо себя вёл" не ограничивается "мясом в постные дни", а обретает масштабы локального геноцида или цинизм, до которого добирается не каждый маньяк. Вот тогда и посмертная расплата, и, возможно, поиски искупления обретут глубину. В любом случае, проступок не может быть мелким разгвоздяйством, должно быть в нём что-то... определяющее, основополагающее
Вот хоть у Горького рассказка старухи Изергиль, если я правильно помню, про человека, от которого отвернулась смерть
Так в славянских верованиях они таковы и есть.
Вот хоть у Горького рассказка старухи Изергиль, если я правильно помню, про человека, от которого отвернулась смерть
"И смерть не улыбается ему", дословно.
"Мораль" рассказки, что мол, горд бы слишком, за то и наказали, якобы, бессмертием.
А за гордость ли... ну, можно, наверное, сказать и так: считать себя выше всех - наверное, это тоже гордость...
И я вот думаю: выйди он к людям не затем, чтобы те его убили, а чтобы сделать что-то хорошее; пойми он людей, любовь, ответственность - может, и перестанет быть несчастным? И - если принять это в качестве рабочей гипотезы - то бессмертие получается очень "в тему": как ещё научиться таким вещам, если не смотреть и запоминать, раз уж родители научить не смогли? Вот и пусть смотрит... пока не поймёт.
Но это, конечно, только моё ИМХО, которое я высказываю, но никому не навязываю
Оттого мне и нравится сериал "Горец" (кино "Горец"- тема отдельная, как и книги, по сюжету написанные). Дункан полагал, что их, бессмертных, бесконечное PvP это их дело; а ответственность перед смертными тех, кто сильнее, мудрее и много старше никто не отменял.
Хотя и понимаю тех бессмертных, что смотрели на смертных отстраненно.
К сожалению, редко описывалось(...
Я бы даже сказала— исчезающе мало такого.((
Чтобы мир начал "жить и дышать", приходится описывать тяжело описуемые вещи - а язык должен быть легок, следовательно - количество всех утяжеляющих слов нужно уменьшить до минимума.
Занести на гранит!
Поддерживаю предложение!
Описывая инобытие, можно элементарно скатиться в одну из двух крайностей: либо составлять предложения, состоящие на две трети из неологизмов: "Чадарнадук любовался расцветающими шермурчарами и трансплюкировал херенштекер", - либо уйти от конкретных описаний по методу Лафкрафта(тм) : "Вокруг цвели неописуемо прекрасные цветы, росли инопланетные деревья, неуловимо отличающиеся от земных, а по деревьям лазали звери, чем-то похожие на наших белок". Разница между этими способами в следующем: книгу, написанную по первой методе, может прочесть только фанат или мазохист, а второй вариант легко читаем, но уныл.
Все-таки лично мне второй стиль повествования был и остается более близким. А Лавкрафт вообще из числа моих любимцев!)
На этом стыке и появляются амбивалентные культы Гекаты, Ламии, Кали, Сета и Изиды...
До чего очаровательная компания! Мне нравится.)
Мы наблюдаем, как богам-проводникам придается облик, сходный с обликами наиболее опасных для человека животных - кошки и змеи. Они скользят во мраке, их глаза светятся в ночи, они ужасают и притягивают, становясь героями бесчисленных жутких легенд.
Потусторонний мир всегда занимал и до сих пор занимает человека. Любые, самые ужасные фантазии воспринимаются психически легче, чем небытие - поэтому проводник в Царство Мертвых подсознательно скорее позитивен, чем негативен: раз есть проводник, значит, есть и само Царство.
Вот на этом моменте мне вспомнилась египетская мифология и литературные памятники. При всем существовавшем культе загробного мира вся древнеегипетская философия и мировосприятие в целом были очень светлыми, разумными, справедливыми и жизнеутверждающими. И чтобы не быть голословной, вот некоторые примеры:
Под кат.
Одомашнивание вампира - следующий этап.
Он заставил меня поверить, что конец света - не за горами...)))
Кажется мне, последние новомодные сериалы фильмы о вампирах уже шагают по этому пути семимильными шагами.)))
Хорошие цитаты...
Несправедливость может взять своим числом, но никогда зло не доведёт до счастливого конца свои начинания. (Птаххотеп)
К сожалению - спорно... Но ведь все равно это не повод сдаваться.
Тому, кто плюёт на Небо, его плевок упадёт обратно на его собственную голову
Египтяне на знали космонавтики и законов гравитации. Этим заниматься надо с орбиты) Извини, не могла не съехидничать))
Кажется мне, последние новомодные сериалы фильмы о вампирах уже шагают по этому пути семимильными шагами.)))
Знаешь, но есть и просветы. Я сама того не ожидала. но "Дневники вампира", в целом, оказались не столь ужасны, и даже, местами, внятны и разумны.
Лично я вполне понимаю даже тех, кто смотрел презрительно и свысока.
Но "тёплые" - в смысле отношения - чисто эмоционально обычно нравятся больше =)
А может быть и знали? Просто летательных аппаратов еще не строили.)
Знаешь, но есть и просветы. Я сама того не ожидала. но "Дневники вампира", в целом, оказались не столь ужасны, и даже, местами, внятны и разумны.
О, ты тоже их видела? Неожиданно. Но неожиданность приятная. Я с любопытством смотрела первые два сезона, а вот третий, увы, откровенно расстроил.
Понимаю... но - сложно это. Вот представьте (кстати, забыла спросить, вы как предпочитаете - на "ты", на "вы") - вы столетиями, а то и тысячелетиями наблюдаете людей; народы, страны; империи. Вы видите. что почти нчиего н еменяется в людя- по большому счету. ЧТо по прежнему большинству подавляющему на все наплевать, кроме простейших и банальных потребностей. Что большинство как было, так и осталось - скажи им кланяйся такому-то богу (или человеку), будут кланяться; скажи - пожгите и низвергните - пожгут, хотя вчера еще поклонялись.... И так - столетие за столетием.